ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ БЕСПЛОДНУЮ СМОКОВНИЦУ И ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЕЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Вот и наступила Страстная седмица. Самый сложный и скорбный период в году, вершиной которого оказывается самое радостное время – Пасха Христова!

Тематика Великого Понедельника – одно событие и одна притча: проклятие бесплодной смоковницы (Мк. 11:12–14, 21–26) и притча о злых виноградарях (см. Лк. 20:9–16).

Их объединяет тема бесплодия. В первом случае – тема физического, биологического бесплодия. Во втором – тема бесплодия духовного.

И, конечно, бесплодие духовное страшнее в разы. В чем его причина? Люди пытаются построить свою жизнь без Бога. Взять Божие имение: душу и тело, Им созданные, таланты, Им данные, материальный мир, опять же Им сотворенный, и в этом всем – Его же отвергнуть! И на Его место поставить себя. Ужаснейший и безумный парадокс.

Бог единственно есть источником жизни. И только припав, присосавшись к Его благодати, как младенец припадает к груди матери, ты сам наполняешься жизнью. Как дерево, стоящее при источниках водных (Пс. 1:3), зазеленеет! А если попытаешься устроить свою жизнь без Бога, пусть даже в комфорте, что называется в сытости и тепле, то будешь умирать и чахнуть, как бесплодная смоковница, корень которой грызут черви страстей да грехов (а церковное предание говорит нам о том, что евангельская смоковница и так засыхала, потому что корень её точили черви). И человек такой будет умирать, и всё вокруг него будет разрушаться, даже пусть через некоторое время и при видимом благоденствии. Но всё же умирать в страшных муках. Не потому, что того хочет Господь. Но потому, что он сам выбрал себе такой путь – жизнь, а вернее сказать, смерть в болоте греха. У иного человека может возникнуть вопрос: «А почему Христос так несправедливо поступает со смоковницей»?

На этот вопрос отвечает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит о том, что странно категории справедливости применять к бездушному дереву. Тем более что через смоковницу Господь Иисус Христос хочет всех нас научить, что есть не только Божественное милосердие, но и Божественная справедливость, которая воссияет на Страшному суде. И чтобы ни случилось с нами того, что с бесплодной смоковницей, не будем строить свою жизнь без Бога. Но введем Его в дом души своей, как Жениха, и поставим в центр своей жизни. И Он станет Источником нашей жизни. Её питателем. Мы наполнимся Его благодатью, Его жизненным соком. И душа наша расцветет и принесет плоды, достойные райского сада.

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/velikiy-ponedelnik-chto-obedinyaet-bespl...