Великий парадокс, или Два почерка в Коране

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Коран

Я многие годы относился к Корану восторженно. Но прошло немного времени, и я понял – это был взгляд туриста. Наверное, каждый, кто разглядывает Рим или Париж из окна автомобиля, видит только яркие и хорошо освещенные улицы, и мысли не держит, что где-то, вдали от туристских троп, есть грязные переулки и переполненные мусорки. Так вот, только спустя много лет, после того, как я прочитал Коран раз пятьдесят, понял, что не все в нем достойно восторженности. Смутные подозрения терзали мое сердце...

Отрывок из книги: Самир Алескеров. «Великий парадокс, или два почерка в Коране».
 

Из-за двух почерков в Коране в нем каждый может найти то, что соответствует его духу, взглядам, мировоззрению.

Если вы агрессивны и злы на мир – Коран даст вам рекомендацию убивать за нанесенные обиды, резать «неверных». Причем, «неверных» можете выбирать себе по вкусу: в одном месте Корана это только идолопоклонники, в другом – только иудеи, в третьем – христиане вместе с иудеями, в четвертом – все, кроме мусульман, в пятом – только неверующие, т.е. атеисты. Может, вы хотите резать и убивать мусульман? Пожалуйста, и этому желанию вы найдете оправдание. Только надо назвать их лицемерами – и вперед.

Ну а если вы человек мирный, и никого не хотите резать и убивать – то можете открыть другие страницы Корана, и найдете обоснование своей толерантности: «нет в религии принуждения», обиды надо прощать, убийство одного человека равно убийству всех людей, найдете призывы к терпимости, прощению и доброте.

Если вы человек сладострастный, ищущий себе приключений с большим количеством женщин – то найдёте правило: можно жениться и на четырёх, лишь бы прокормили. Вам мало четырех, вы хотите, чтобы вокруг вас вились десятки женщин? Что ж, Коран позволит вам и это – просто число женщин, превышающее четыре, надо назвать невольницами.
А если вы – нормальный человек, не хотите блуда, любите одну женщину, и хотите быть верным ей – что ж, Коран, слава Аллаху, этого не запрещает, напротив, в нем часто встречается слово «благочестие».

Джихад вы понимаете как защиту от чьей-то агрессивности, и готовы защищаться, а не нападать? Пожалуйста, в Коране найдете такую рекомендацию. Но если вы счиаете, что надо первым нападать на «неверных» (а так, как мы уже говорили, может именоваться любое сообщество) – вы найдете оправдание и этому. Хотите грабить, но при этом желаете найти оправдание? Вам достаточно назвать свои деяния джихадом – борьбой за веру, как это делал великий Мохаммед, нападая на торговые караваны. Может, вы считаете, что джихад – это прежде всего самосовершенствование, борьба со своими пороками? Такой подход вы тоже найдете в Коране и в высказываниях посланника.

Мирные мусульмане говорят, что Коран не разрешает террор – мол, это самодеятельность бандитов, прикрывающихся религией. Ну а эти бандиты приведут вам строки из 8-й суры: «И приготовьте для них, неверных, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них», или фразу из 3-й суры: «Мы вселим ужас и страх в сердца наших врагов». Значит, террор – устрашение – вы можете применить практически против любого. Конницы нет? Сказано: «и силы», чтобы вы «не испытывали стеснения».

Вы упертый антисемит и ненавидите евреев? Вот вам индульгенция: евреи не умеют читать собственную Тору, а пример Мохаммеда показывает, что можно устроить даже массовую резню. Вы ничего не имеете против христиан, но не любите евреев? Ваш взгляд «имеет право на существование» - сказано ведь в Коране, что ближе всего к мусульманам христиане. Вы ненавидите и тех, и других? Пожалуйста. В Коране есть указание не брать в друзья христиан и иудеев – «они друзья друг другу, а если возьмете их в друзья, то станете такими же, как они». Найдете и выражение, что мусульманская религия превыше всех других религий.
Но если вы нормальный человек, и ничего не имеете против других верований и других народов, - пожалуйста, Коран дает вам мысль, что верующие разных религий – братья, что все созданы Богом.

Разночтения касаются даже простых вопросов. Вы хотите сделать сыну обрезание, считая это гигиеничным? Мусульмане, как известно, должны пройти этот обряд. Но если вы не хотите доставлять своему ребенку боли – вы всегда можете сослаться на то, что в Коране – священной книге мусульман – нет ни слова об обрезании.

Особенно широкий простор для совершенно разных, порой полярных, поступков предоставляют хадисы – описания деяний и слов пророка, а ему мы, мусульмане, должны подражать во всем (но следует при этом помнить, что одиннадцать жен – это исключение только для пророка).

«Почти все мирные айаты Корана относятся к раннему периоду, когда Мохаммед жил еще в Мекке, в то время как айаты, защищающие войну и насилие, в основном, - поздние, относящиеся к периоду, когда он переехал в Медину, - пишет Патрик Сукдео, директор Института по изучению ислама и христианства (Лондон), - только первые 13 лет ислам был мирным, начиная же с 662 г. он становится все более агрессивным».

Вот из-за такой универсальности Корана мусульмане – очень разные люди. Кто-то выбирает верность одной жене, дружбу с любым порядочным человеком независимо от его национальности и веры, мирное сосуществование с иноверцами, не мыслит, как можно взять в руки бомбу и и напасть на мирных граждан, а кто-то выбирает для себя войну, террор, злобу, вечную вражду с людьми, которые мыслят не так, как они. Добавим, что и законы в мусульманских странах - разные, по-разному оценивающие те или иные проступки и преступления. Поэтому вы с удивлением читаете в новостях, что в такой-то стране вору отрезали руку, а прелюбодеев, гомосексуалистов забросали камнями, тогда как в другой – ограничиваются лишением свободы.

Можно быть мусульманином, но при этом оставаться человеком, но можно быть злодеeм и подлецом. Выбор широкий. Что выберете вы? Какие айаты Корана будете считать главными, какие – мимолётными?...

(…) В Коране можно найти всё – идеи мира и сострадания, и вместе с ними – оправдание самых страшных зверств. Два почерка в Коране. Каждый читает то, что соответствует его личным взглядам. Если Новый Завет не позволяет разночтения и диктует любовь, милосердие, прощение, - то Коран дает возможность назвать мусульманином и злого человека, и доброго.