ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: ОТ ВОСПОМИНАНИЯ ДО РЕАЛЬНОСТИ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Какое место в нашей жизни занимает Христос, во многом выражается в том, как мы относимся к Таинству Причастия.

В Великий Четверг Церковь вспоминает события Тайной вечери. По моему собственному наблюдению, в этот день к Чаше подходит больше людей, чем на Пасху. Ни в коем случае никого не осуждая, хочется сказать, что всё это больше похоже на какой-то суеверный атавизм, чем на христианскую традицию. Одно дело, когда человек причащался на протяжении всего Великого поста, причащается на Страстной седмице и будет причащаться в Воскресение, совсем другое – когда приходит в храм лишь раз в год на Великий Четверг, потому что так надо, по каким-то суеверным соображениям или просто из-за недопонимания правил и норм духовной жизни. Пусть даже мы и не относимся к Таинству подобным образом, но наше восприятие Евхаристии, если честно себе признаться, может многое нам рассказать о собственном отношении к Богу.

Если Христос не занимает центральное место в нашей жизни, то не будет и стремления к Чаше. Да, с определенной регулярностью мы станем принимать участие в Таинстве, но не больше. Для успокоения своей совести вычитаем каноны, перечислим грехи на исповеди и так до следующего цикла. Но если Бог действительно для нас важен, то должно быть и живое стремление использовать все доступные возможности, дабы стать к Нему как можно ближе, – а что в таком случае может быть важнее Святых Даров?!

Как-то меня поразили размышления одного прихожанина: он говорит, что был момент, когда при слышании на Литургии слов Спасителя «Приимите, ядите…» он понял, что Господь зовет его к участию в Тайной вечере, предлагает собственные Тело и Кровь. В тот момент этот прихожанин не готовился к Причастию, а потому спросил себя: «Если меня на Трапезу приглашает Сам Христос, а я не иду, то чего тогда я вообще пришел на Литургию?». С того времени он стал подходить к Чаше каждое свое пребывание на службе. Эта маленькая история стала поучительной для меня самого, потому как будь я мирянином, вряд ли я бы пришел к подобным размышлениям.

Если мы до конца не понимаем, для чего нам нужно Таинство Евхаристии, если постоянно себя понуждаем к Причастию, если внутренне остаемся к нему безучастными, не имеем ни страха, ни трепета, если привыкаем к Святыне – то всё это можно спокойно рассматривать как отражение подлинного нашего отношения к Богу. Даже говоря о событиях Великого Четверга, наша мысль часто не простирается дальше простого убеждения об установлении Таинства, а потому давайте немного углубимся в эту тему.

Существенную часть Тайной вечери составляет умывание Христом ног апостолов. Этим он показал Своим ученикам пример того, как им нужно поступать между собой, что подытожил словами: «Раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13:17). Однако здесь характерно еще поведение апостола Петра. Вспомним, как он стал противиться желанию Спасителя умыть его ноги, после Чего Христос сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8), – и тут же Петр отвечает: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13:9). Удивительные ревность и горение! Апостол Петр до конца не понимал, о какой участи говорит Учитель, но он пылал к Нему искренней любовью, которая, казалось, «бежит» впереди его собственных способностей и духовной зрелости.

Петру достаточно было уразуметь, что он может как-то лишиться возлюбленного Христа, быть отлученным от Него, дабы проявить столь сильное рвение: «Горяч в сопротивлении, но еще горячее в изъявлении согласия; а то и другое – от любви», – пишет свт. Иоанн Златоуст. В данном случае можно говорить, что не только апостол Петр является для нас примером, но и мы в своей инертности являемся его противоположностью.

Теперь перейдем непосредственно к тем словам, которые считаются установительными по отношению к Таинству Евхаристии. «Сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Лк. 22:19), – говорит Христос после благословения и преломления Хлеба. Апостолы хорошо знали, что в свете Священного Писания под «телом» понимается весь человек, во всей его совокупности и целостности, а потому Спаситель дарует им Себя Самого. Очевидно, что Вечеря шла своим обычным чередом, потому евангелисты не описывают ее подробности, кроме этих кульминационных моментов, безусловно поразивших учеников Христа.

И вот второй момент: «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Немного по-иному данные слова переданы Матфеем: «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28).

Сейчас достоверно неизвестно, какой точно была формулировка, но суть от этого не меняется: это заключение Нового Завета или Нового союза с Господом, союза, основанного на Крови Христа, которую Он проливает за все человечество.

Напомним, что и Ветхий Завет был заключен при пролитии крови, когда у подножия горы Синай Моисей приказал заклать в мирную жертву тельцов, после чего их кровью окропил жертвенник, и при обещании израильским нардом послушания – людей (Исх. 24:5–8). В библейском понимании кровь является субстанцией жизни, и если Ветхий Завет был основан на крови невинных животных, то Новый – на Крови самого Богочеловека, за нас распинаемого.

Заповедь «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19) также имеет важнейшее значение. Христос повелевает повторять Тайную вечерю как осуществление Его реального присутствия среди христиан. Опять же, в свете Священного Писания «воспоминание» – это не просто возбуждение в памяти картин прошлого или мысленная оглядка на прошедшие события, но, прежде всего, действие, направленное на актуализацию прошедшего в настоящем.

Если мы, к примеру, взглянем на четвертую заповедь, то увидим, что она начинается со слов: «Помни день субботний» (Исх. 20:8). Каждый из нас понимает, что здесь речь идет не о необходимости просто помнить о некоем дне недели, но действовать, посвящая его Богу.

Вряд ли о подобных вещах мы часто задумываемся, но пусть хотя бы в эти святые дни они заставят нас немного пересмотреть наше отношение к Евхаристии, приобрести или приумножить трепетность и сокрушенность сердца при подготовке к принятию Тела и Крови Христовых.

«Мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши, – восклицает прп. Ефрем Сирин, – со тщанием притекайте к Божественной литургии, принеся Господу от трудов рук своих на благословение дому и всем в доме. И стойте с великим страхом и трепетом, ни с кем не разговаривая, но... проливая слезы, воздыхая, молясь, от всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто недостойным приятия Божественных Тайн». 

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/velikiy-chetverg-ot-vospominaniya-do-rea...