Великие соборы и их рецепция

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Собор. Икона
"За последнюю тысячу лет в Православной Церкви неоднократно созывались Соборы, которые в большей или меньшей степени можно охарактеризовать как Всеправославные, поскольку в них участвовали представители разных Поместных Церквей. К числу таковых относится, к примеру, Константинопольский Собор 1593 года, утвердивший Патриаршество в Русской Церкви"
(митр. Иларион)
http://www.patriarchia.ru/db/text/4486794.html

Но как раз Русская Церковь долго не принимала решения этого собора. Причина опять все в том же "не так сели". Себя Москва мнила на первом месте в диптихе патриархатов - вместо выбывшего папы перворимского (в крайнем случае на третьем), а Константинопольский собор поставил своего нового московского собрата ниже всех - на пятое.

В итоге в Москве "Соборный акт 1593 г. решили положить под сукно, как бы его и не бывало. От широких кругов (строго говоря, от всех) его скрыли, замолчали. Решили по-прежнему стоять на своем Московском постановлении, т. е. считать себя на — 3-м месте. Патриарх Иов в своей «повести» о царе Феодоре Ивановиче пишет (умалчивая об акте 1593 г.), что при учреждении патриаршества Московскому патриарху определили «быти четвертому патриарху, вместо же папино КПльский патриарх начат нарицатися» (т. е. по отпадении пап). Следовательно, это тоже 3-е место после КПля и 4-е лишь при учете отпавшего 1-го места Римского папы. Неприятный акт собора 1593 г. оставался скрытым, и патр. Никон с изумлением узнал о его существовании. Он велел перевести его ученому монаху Епифанию Славинецкому, читал на соборе 1654 г. и впервые напечатал в «Скрижали». Стало быть, после смутного времени русская церковь смирилась, и фактически признала сгоряча бойкотированное ею решение восточных патриархов".

(Карташев. http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/1_2

Столь высокая и благоговейная оценка митрополитом Иларионом Собора 1593 входит в противоречие с самосознанием Патриарха Кирилла. Он как раз вопреки решению этого Собора полагает, что 

"когда отпал западный патриархат, то на место западного патриарха был избран московский «Патриарх всея Руси и всех северных стран», в юрисдикцию которого входила бы вся христианская ойкумена на север от византийской империи".

http://diak-kuraev.livejournal.com/688407.html

Притом, что именно в 1593 году даже московские дипломаты настойчиво говорили, что на место римского патриарха взошел константинопольский, а Москва вполне довольствуется третьим местом (после Александрии).

(см. Успенский Б. А. Царь и Патриарх. М., 1998, сс.496-498).

Почему третье? Ответ довольно смешон. В 12 веке антиохийский патриарх Вальсамон, автор порой крайне фантастических толкований канонических постановлений, объявил
«Пять патриарших кафедр остаются и до днесь в почитании, как верховные главы Церкви во всей земле. Тем не менее, Рим теперь занимает не первое место в ряду патриарших кафедр; это первенство принадлежит Константинопольскому патриарху. Первоверховная власть Церкви, патриархи, называются греческим словом κάραι (множественное число от слова κάρα — голова). В этом слове κάραι Константинополь обозначается первой буквой (каппа), а Рим — третьей (р). Отсюда Вальсамон заключает, что Рим уступил теперь иерархическое первенство Константинополю, заняв третье место в ряду патриарших кафедр. Прочие буквы в слове κάραι канонист считает инициалами названий прочих патриарших кафедр, причем он замечает, что патриархи Александрии и Антиохии не спорят о том, кому из них принадлежит первая и кому вторая из двух альф, имеющихся в слове κάραι"
http://predanie.ru/lebedev-aleksey-petrovich/book/161333-istoricheskie-ocherki/#toc1

Русские книжники, узнав про это толкование, сочли, что буква р вместо слова "римский" теперь намекает на слово "российский". Отсюда - формальное третье место в диптихе с перспективой на первое (все же не Константинополь, а Москва заняла место отпавшего в ересь Рима).

А еще тот Константинопольский собор "обновил" (т. е. напомнил) 16-е правило Седьмого вселенского собора: "освященным мужем не многоценных или мягких употребляти риз". (Скрижаль, стр 251)

http://diak-kuraev.livejournal.com/