Великая Среда: прощение грешницы и почему Иуда продешевил. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Караваджо. Поцелуй Иуды. Около 1602 года

В общих чертах события Страстной среды известны всем. А имя Иуды стало нарицательным даже для людей ни разу в жизни не открывавших Библию.

Мы вплотную приблизились к Страданиям Христа. В общих чертах события Страстной среды всем известны, а имя Иуды стало нарицательным даже для людей ни разу в жизни не открывавших Библию. Но давайте еще раз, в меру своих сил и способностей, попробуем осмыслить все, что произошло в этот день почти две тысячи лет назад, и к чему мы возвращаемся каждый год. Пусть стихи великого князя Константина Константиновича (писавшего под псевдонимом К. Р.) помогут нам, хотя бы в мыслях, отложить всю суету и сосредоточиться на самом главном:

О, Боже, просвети одежду
Души истерзанной моей,
Дай на спасенье мне надежду
Во дни святых Твоих Страстей!

В этот день перед нами предстает два образа и два действия: Иуда, с его предательством и некая грешница Мария, возлившая на главу спасителя драгоценное миро, и тем самым, по слову самого Христа, уготовившая Его на погребение. На протяжении всей Евангельской истории Спаситель ставит нам в пример людей далеко не самых благочестивых, людей познавших глубинно морального падения, но также и глубину собственного раскаяния, и величину Божьего милосердия. Так было и здесь, слава этой грешницы затмила славу многих философов, мудрецов, правителей и полководцев: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26,13).

Тот, кто прославляет сам себя, тот быстро и забывается, а кого прославит Бог, того и слава не померкнет.

Ну, вот, казалось бы, за что она удостоена такой памяти, ведь ничего сверхъестественного она сделала? …а может и сделала? Все зависит от того с какой стороны посмотреть. Если со стороны жителя Царства Небесного, которое, в первую очередь, Царство любви, – то действительно, ничего такого, только чистая и искренняя любовь. А если взглянуть на эту женщину со стороны нашего грязного мира, в котором, только и господствует, что ненависть, предательство, убийства и ложь – то чистая любовь здесь окажется свечкой в поле. Тот, кто прославляет сам себя, тот быстро и забывается, а кого прославит Бог, того и слава не померкнет.

Вот и святитель Лука Крымский восклицает: «Разве знают что-либо некультурные народы Африки, Азии и Австралии о великих философах, гениальных художниках и поэтах, о великих завоевателях? А о бедной грешнице, омывшей слезами ноги Его и отершей волосами своими, возлившей на Него драгоценное миро… Доколе стоит Церковь Христова и проповедуется Евангелие Его, будут читать и слушать».

Вот как нужно любить Бога, ведь не зря аскетические христианские образы часто наполнены аналогиями любви между юными сердцами молодых людей. Все наше естество, все мысли, желания и устремления должны быть направлены к Спасителю, ради нас грядущему на смертные страдания.

Нужно мучиться и тосковать от того, что житейские заботы не дают возможности быть рядом со своим Отцом, при первой же возможности жадно бежать на встречу с Ним, а встречать Его кротко и благоговейно, посвящая Ему весь свой ум и все сердце: «Я уязвлен любовью к Нему, и доколе не вижу Его, истаяваю внутри, и горя умом и сердцем, со вздохами хожу туда и сюда, и палимый ищу здесь и там, нигде не находя Возлюбленного души моей, и часто озираюсь в надежде, не увижу ли моего Желанного… Он Сам внутри меня является, блистая в убогом сердце моем, отовсюду озаряя меня бессмертным светом и все члены мои освещая лучами. Весь обнимая меня, Он всего меня покрывает лобзанием и всего Себя мне недостойному дарует. И я насыщаюсь Его любовью и красотою, и исполняюсь божественного наслаждения и сладости», – проникновенно и трепетно пишет преп. Симеон Новый Богослов в своих гимнах.

Христос и грешница. 2011 г. А.Н. Миронов

В этот день противоположностью образа грешной женщины является, конечно же Иуда. Все мы хорошо знаем обстоятельства связанные с его предательством, потому нужно попробовать углубиться в душу и мысли этого человека, чтоб понять, чем он руководствовался, о чем думал, неужели не видел всех чудес Христа, не слышал слов Его?

Ключ от разгадки иудиных мотивов можно найти у апостола Иоанна, который делает небольшое уточнение упущенное другими евангелистами. Мы все помним, что именно Иуда стал возмущаться ценностью потраченного Марией мира, которое, по его мнению, следовало бы продать и деньги раздать нищим. Но этот предатель никак не руководствовался заботой об обездоленных, потому что он был вор: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12,6). Вот и еще одно важное уточнение – Иуда носил с собой ящик для пожертвований.

По всей видимости, в апостольской общине, Иуда выполнял функции, которые мы сейчас бы назвали бухгалтерскими. Из приведенных евангельских слов, мы вполне можем предположить, что благодаря чудесам совершенным Спасителем, люди жертвовали хорошие суммы денег, из которых Христос и апостолы малую толику оставляли на пропитание, а остальное раздавали нищим. Вот душа Иуды и помрачилась страстью сребролюбия, подтолкнувши его к воровству этих самых пожертвований. Вот и источник беспокойства о драгоценном мире.

Если Иудой руководила жажда наживы, то почему он предает Христа за столь небольшую сумму?

Теперь давайте обратим внимание на цену предательства – 30 сребреников. На самом деле это не такая уж большая сумма. Обычно сребреники отождествляют с сиклами (примерно 15 граммов серебра). В библейские времена, поденщик, т.е. человек, выполнявший различную часто грязную и тяжелую работу и получавший поденную оплату труда, получал четверть сикла в день. Получается, что Иуда, за свой поступок, потребовал самую низкую зарплату за четыре месяца.

Тогда возникает еще один вопрос: если Иудой руководила жажда наживы, то почему он предает Христа за столь небольшую сумму? Вполне логично предположить, что во за все время краж, он никак не мог воспользоваться награбленными средствами в силу того, что был членом апостольской общины, но и уйти отрыто тоже не мог, так как вскрылось бы его преступление. Остается один вариант – посредством предательства Иуда хотел, чтоб община распалась, что позволило бы ему вдоволь насладиться награбленным.

Страсть всегда замыкает человека на себе.

Обращаясь теперь к обстоятельствам смерти Иуды, не нужно забывать, что он был евреем, и отчаяние, которое довело его до самоубийства, имеет свои корни в мессианском ожидании земного владыки. Вполне возможно, что его сребролюбивая душа пожелала получить должность главного бухгалтера будущего предполагаемого могущественного и богатого царства, путь к чему он своим предательством сам себе и закрыл. Потеряв надежду максимального удовлетворения своей страсти, Иуда полез в петлю.

Страсть всегда замыкает человека на себе. И, что очень важно, ее невозможно каждый раз удовлетворять одним и тем же способом. Если не противодействовать страсти, то интенсивность ее будет только возрастать, что приведет к точке невозврата, когда демоническое зло полностью поглотит душу, тем самым лишив человека возможности сопротивляться, это и произошло с Иудой: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати» (Лк. 22,3).

Грешница Мария, полная искренней любви и предатель Иуда, полный сребролюбия и отчаяния предстают пред нами в Страстную среду. Полярность их жизни, их сердечного состояния и их конца, должны побудить нас ревностно подражать первой и категорически отвращаться от второго.

Врагам не выдам тайны я,
Воспомянуть не дам Иуду
Тебе в лобзании моем,
Но за разбойником я буду
Перед Святым Твоим крестом
Взывать коленопреклоненный:
О, помяни, Творец вселенной,
Меня во царствии Твоем!
К. Р., Страстная Среда 1887, Мраморный дворец.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/61678-velikaja-sreda-proshhenije...