Великая Среда. Епископ Серафим (Дмитровский)
Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, как в совете первосвященников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена, “грешница”, возлила драгоценное миро на главу Спасителя, чем приготовила Его к погребению, как судил Он Сам об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстию женщины, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена-грешница и порицается, проклинается сребролюбие и предательство Иуды: “О, Иудина окаянства, от негоже избави, Боже, души наша”.
“Евангелие, которое слышали мы ныне, - чудный, призывный звон колокола для всякого грешника. Нигде в Евангелии нет такого образа милосердия Божия к кающимся, такого образа возрождения, как в рассказе о грешнице. Злые страсти держали душу ее как бы в плену демонском, много душ погубила она, разбивала и нарушала мир в семьях. Наконец, ей стала тяжела такая жизнь, тоска вселилась в душу, победы не давали радости. Вдруг она слышит о Великом Пророке, видит Его среди учеников, слышит учение Его, на ней остановился взор Его… в этом взоре она прочитала осуждение всей ее жизни и в то же время неизреченную доброту и всепрощение… Долго искала она Его, в одни дома она не осмеливалась, стыдилась войти, потому что о ее грехах знали все; в другие трудно было попасть, потому что ее, как презренную, отталкивали от дверей. Уже наступил вечер, когда она узнала, что Христос в Вифании, в доме Симона прокаженного… в надежде покаяния побежала она туда… Из всех сокровищ она захватила только флакон нарда… Нард – чудное благоуханное миро такой цены, что его держали в драгоценных хрупких сосудах с узким горлышком, чтобы миро вытекало из флакона по капле. С этим сосудом вошла она в дом. Ее не испугало презрение и негодование, с которым и здесь встретили ее гости, она видела только чудного Учителя… Взглянув в лицо Учителя, грешница поняла, что ей нечего рассказывать, что вся жизнь ее уже известна Ему, вся ее темная жизнь, все ее страсти; но ей было не страшно; напротив, она поняла, что если кто может простить, то только один Он, который все-все понял. Бесконечная благодарность, пламенная любовь к Милосердному охватила ее душу и со слезами раскаяния упала она к ногам Его. Эти ноги были в пыли, но ее слезы смыли эту пыль, ее волосы от сильного движения распустились, и она ими отерла омытые ноги… Схватив свой флакон… она стала возливать миро… но миро вытекало медленно, по капле. Тогда она разбила хрупкий флакон, и благоухающий нард струями полился и на главу, и на одежду, и на ноги Сидящего. Все принесла она сюда, к ногам дивного пророка – и свою гордость, и свою известность… не флакон, а душу свою она разбила, потому что бесконечная любовь загорелась в душе ее, и всю себя принесла она в жертву. И ее жертва не была отвергнута: “Прощаются тебе грехи твои многие за то, что ты возлюбила много”, - услышала она. Упала к ногам Христа презренная грешница, а встала равноапостольная Мария Магдалина (потому что, по преданию, это именно она)”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии