Великая долгожданная победа

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Ещё в 2008 году папа – протоирей Владимир Вигилянский – высказал идею ходатайствовать у Третьяковской галереи о разрешении время от времени переносить икону «Троица» Андрея Рублёва на богослужения в Лавру. Святейший Патриарх Алексий II идею поддержал. Но музейщики отказали патриархии в резкой форме. Сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковки Левон Нерсесян заявлял: «Нет, Лавра для иконы – это смертельно».
 
Папа тогда ответил:
 
«Церковь может поднимать вопрос относительно того, чтобы особо почитаемые иконы могли бы на время, хотя бы раз в столетие, не говоря уже о том, чтобы раз в году, быть явлены верующим, потому что они писались для верующих и мыслились как связь человека с Богом». Он рассказал, что ему доводилось бывать в запасниках Третьяковки, где видел, как в темноте, «в идеальных, правда, условиях, находятся чудотворные иконы, вывезенные из храмов. Их вообще не выставляют, они находятся в тюрьме. Можно же давать хотя бы на один день эти иконы верующим для поклонения и молитвословия! В календаре сотни, если не тысячи, икон, которые празднуются Русской Церковью, но, как утверждают некоторые специалисты, две трети этих икон находится в запасниках музеев и недоступны для поклонения. Разве это нормально? Даже заключенных за хорошее поведение на время отпускают домой. Может быть, за 100 лет хорошего поведения эта икона заслужила хотя бы на три дня отпуск домой, а потом обратно в тюрьму».
 
То, что случилось вчера – великая долгожданная победа.
 
Прекрасный текст об этом написал Егор Холмогоров:
 
«Решение Президента о передаче Церкви серебряной раки, в которой до большевистского переворота хранились мощи св. Александра Невского, великого русского полководца и защитника Русской Земли, а также иконы Троица письма великого святого иконописца Андрея Рублева не относится, на самом деле, ни к взаимоотношениям государства и Церкви, ни к взаимоотношениям музеев и Церкви, религии и культуры.
 
Это всё про другое. Владимир Путин наконец-то всерьёз занялся агиополитикой. То есть традиционными для русской цивилизации и государственности действиями, обращенными к Богу с испрошением Его благодати и помощи на защиту Святой Руси. Жители Нового Рима — Константинополя, верили (нет, слово "верили" здесь не подходит — знали), что Город спасала Пресвятая Богородица, которую не случайно именовали "взбранной воеводой" (если переводить буквально — "защитницей-стратегом"). Люди Святой Руси точно так же знали, что от нашествия Тамерлана уберегла Русь чудотворная Владимирская Икона Божией Матери, а поляков и французов помогла изгнать Казанская икона.
 
Вся наша история, в том числе военная, проникнута верой в чудо, в могущественную поддержку Бога, подаваемую через православные святыни — иконы, кресты, мощи святых. Протестантствующие персонажи, некоторые даже при рясах и с крестами, любят называть это "магизмом". Сейчас с этим полемизировать гораздо проще. Достаточно показать фото гомо-свадьбы, до которой довел именно протестантский "не-магизм", чтобы было очевидно — во взгляде традиции на мир, в уверенности, что для встречи с Богом святыни нужны, что победа дается силой Божией, не меньше, чем силой оружия, заключена истина, а вот противоположные традиции взгляды обычная дорога к гнусности.
 
Многие отметили жест Владимира Путина во время визита на фронт передавшего командующим икону, которую начали возить по войскам. Это был именно агиополитический жест. И устранение кощунства по отношению к Александру Невскому, мощи которого были буквально выкинуты из раки большевиками — это, прежде всего, ясное выражение просьбы о его заступничестве. Точно так же икона Святой Троицы — давно уже больше чем просто одна из многочисленных икон на сюжет «Гостеприимства Авраама». И, конечно, она должна находиться на своей духовной родине, в духовном средоточии Святой Руси – Троице Сергиевой Лавре, будучи главной святыней этой обители. Именно подвиг осажденной Троице Сергиевой Лавры помог Руси устоять в годину Смуты в 1608-1610 гг., помог не допустить полного распада государственности. И палладиумом этой святой обороны была именно «Троица».
 
Для верующих людей совершенно очевидно, что святыни должны быть возвращены на свое место. Не «РПЦ» как организации, а святому Александру Невскому и Преподобному Сергию и сонму монахов его Лавры. Должны быть возвращены Богу, как знак нашего действительного отказа от кощунства, от духовного самоотчуждения, от взгляда на святыни глазами неверующих и зачастую ненавидящих Святую Русь «искусствоведов» (не сомневаюсь, что есть и другие, но, к сожалению, и в этой среде мафиозная корпоративная агрессия чрезвычайно сильна).
 
Не надо этого лицемерия про «краска осыплется, икона погибнет». Во-первых, если мы верим искренне, мы знаем, что Господь не допустит того, что Ему не угодно. Во-вторых, как образованные люди мы знаем, что большая часть иконы была по сути создана заново Григорием Осиповичем Чириковым в процессе раскрытия. И что главное в этой иконе не «подлинный Рублев» (хотя к скептикам в вопросе атрибуции я себя не отношу), а то, что это соборная икона Троицкой Лавры. Великое религиозное искусство велико именно тем, что оно служит Богу, эстетическая функция не может заслонять в нем сакральную. Без служения Богу и мы и наши иконы это просто раскрашенные доски.
 
Мы вступили в великую войну и просим Бога о Победе. Арт-блогерам и модным галеристам Бог победы не дарует. И напротив, — «крепок ясный мир святыни, сильна молящихся рука!» — как писал А.С. Хомяков».
Источник: блог Александрины Вигилянской