Вечное недовольство, или Как стать сотворцом своей жизни. Протоиерей Владимир Пучков
Человек неизменен настолько же, насколько и переменчив. Из поколения в поколение мы приобретаем одни навыки и теряем другие. Вопрос – как не потерять что-то важное?
Времена меняются и мы, как известно, меняемся вместе с ними. С одной стороны, человек всегда «таков, каким и был он испокон веков», с другой же, каждое новое поколение чем-то да отличается от предыдущего. Взять, хотя бы, современного человека. У него немало достоинств, которых, частично или полностью, были лишены поколения наших родителей, бабушек и дедушек.
Например, в наше время человек гораздо менее зависим от мнения окружающих, нежели пару десятков лет назад. Он не настолько легковерен, чем представители старших поколений, стремится во всём убедиться сам. Он мобилен и лёгок на подъём. Но, расставаясь с недостатками старших поколений, современный человек нередко отбрасывает ценное и нужное и, напротив, вырабатывает в себе порочное и вредное.
Замечали, наверное, каким редким качеством стала в наше время основательность. Как мало среди нас спокойных, уравновешенных людей, нескорых на слово, неспособных к суете, сумасбродству, необдуманным поступкам. Людей, умеющих сдерживать чувства и контролировать эмоции. Людей рядом с которыми, кажется, и само время течет в спокойном, размеренном русле.
Замечали, наверное, каким редким качеством стала в наше время основательность. Как мало среди нас спокойных, уравновешенных людей, нескорых на слово, неспособных к суете, сумасбродству, необдуманным поступкам.
Ничего удивительного, скажете вы, наше время способствует развитию в человеке совсем иных качеств, в мире инициативных, креативных и беспокойных основательным и достаточным делать нечего. Ведь жизнь – движение, и человек непременно должен пребывать в движении. Пробиваться, стремиться, бежать и ни в коем случае не успокаиваться. Чего бы ни добился, чего бы ни достиг, не успокаиваться и не переводить дух. Основа основ успеха, возведённого в ранг абсолютной ценности, вечное недовольство.
В самом недовольстве ничего нового нет. Оно существовало во все времена. Новизна состоит в том, что это самое недовольство, наличие в человеке которого ещё совсем недавно воспринималось как признак несерьёзности, ненадёжности и бесполезности, возведено нынче в ранг нормы. Нормальным считается быть недовольным жизнью, поскольку недовольство, якобы, может подстегнуть человека к активной деятельности по улучшению жизни.
По этой же причине считается нормальным недовольство другими людьми. Во всяком случае, начальник, скупой на похвалу и очень щедрый на критику, умеющий отыскать недостаток даже в очень хорошо сделанной работе и любое подведение итогов превращающий в разбор недочётов – привычная для нашего времени картина. Однако, привычно – не значит хорошо. Недовольство, сколь бы ни поощрялось оно современным миром, пороком быть не перестало.
Начнём с очевидного: человек – существо предельно облагодетельствованное Богом. Каждому из нас, независимо от условий жизни, состояния здоровья и житейских проблем, дано очень много. Сама жизнь, мир, в котором мы живём, люди, которых мы любим и которые любят нас, собственно, сама способность любить, а ещё разум, свободная воля, возможность чувствовать, бессмертие души, перспектива вечной жизни. Разве мало?
Недовольство, сколь бы ни поощрялось оно современным миром, пороком быть не перестало.
Конечно, каждому чего-нибудь в жизни да не хватает. У кого-то эта нехватка пустячная, у кого-то –трагичная. Людей, которые располагали бы абсолютно всем необходимым и желаемым, пожалуй, не существует. Но, ведь от самого же человека и зависит, с какой стороны воспринимать жизнь: благодарить Бога за всё, что Он дал, или роптать из-за того, что чего-то не хватает. Впрочем, есть люди, находящие повод для благодарности даже в нехватке желаемого.
Если подойти к вопросу максимально беспристрастно то, у каждого человека, независимо ни от чего, есть повод быть довольным жизнью. А ведь это, выражаясь современным языком, только «стартовые позиции». Жизнь, данная в дар, значит не только то, что что Бог подарил нам возможность существовать. Он дал нам нашу жизнь в распоряжение. И, несмотря на то, что в грехопадении человек фактически отказался от сотворчества Богу, Бог даже падшего человека не лишил права быть Своим сотворцом, дав ему власть над его собственной жизнью.
Итак, если мы поставим перед собой цель охарактеризовать христианское отношение к жизни, то первым основополагающим понятием будет сознательность.
Человек должен жить в сознании того, что жизнь дана ему в дар и для распоряжения этим даром, ему дана власть. А потому, любое жизненное недовольство легко разрешается по принципу: «не хватает? Добудь». Бог дал нам волю, силы и разум, ничем не стеснил нашу свободу, поэтому если чего-то необходимого или просто желаемого нами нам не хватает, мы вполне можем это приобрести: навыки добываются тренировкой, знания – обучением, благополучие – трудом, любовь – жертвенностью. Есть, конечно, вещи, которых не добудешь, как ни старайся, например, здоровье для инвалида. Что ж, здесь остаётся смириться. Разум, воля и чувства даны нам и для этого тоже.
Наша жизнь – это то, что мы выбрали.
Второе, не менее важное понятие – выбор. Нужно понимать, что практически всё в жизни связано с выбором. Любая жизненная ситуация может потребовать от нас сделать выбор и уклониться у нас возможности нет. Если человек в той или иной ситуации не хочет выбирать, то выбор за него сделает кто-то другой. Отсюда, как ни крути получается, наша жизнь – это то, что мы выбрали. И нравится это нам или нет, а этот факт следует принять.
Если у нас существуют неурядицы и проблемы, то только потому, что мы до сих про не исполнились достаточного желания их решить и раз за разом, то ли от лени, то ли по малодушию, сознательно выбираем жизнь среди проблем. Если мы чем-то недовольны, то лишь из-за того, что у нас не хватает духу что-либо изменить или же просто смириться. Но как бы то ни было, в наших бедах не виноват никто кроме нас самих.
Давайте присмотримся к ним повнимательнее и увидим, что причина большинства из них в выборе, который мы делаем регулярно, или же в выборе, сделанном некогда, или в последствиях, которые влечёт за собой наш выбор. Или же в выборе, который мы должны были сделать и не сделали.
И, наконец, третье понятие – ответственность. За всё, что мы осознаём и выбираем ответственны только мы. За грехи и пороки, за слова и поступки, за выбор и его последствия. Проще говоря: каждый из нас виноват сам.
Так в чём же смысл недовольства, когда кроме как себя нам и обвинить-то в своих проблемах некого. Когда для решения любой решаемой проблемы нам нужно лишь желание и усилие, а для того, чтобы смириться с нерешаемой – трезвый взгляд на жизнь и опять-таки усилие воли?
Правда и при полном понимании, при труде и желании, не следует забывать, что помимо всего прочего, избавиться от недовольства нельзя, не приобретя такое качество как достаточность. То есть, не научившись чувствовать меру, говорить себе «хватит». Только достаточный человек по-настоящему основателен, спокоен и мирен.
Впрочем, что это, как ни хорошо известное нам смирение?
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/72596-vechnoje-nedovolystvo-ili-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии