Важное направление миссии Церкви в мире

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Книги

Комментарий к Положению "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви".

На заседании Священного Синода 27 декабря 2011 года было принято Положение "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви". Документ определяет общую организационную структуру и содержание духовно-просветительской деятельности Церкви на ближайшее время.

Принятие данного нормативного документа призвано систематизировать имеющийся опыт организации и ведения просветительской деятельности и распространить его на каноническую территорию Русской Православной Церкви.

Перед принятием документ прошел церковную рецепцию. Предыдущий вариант документа под названием "Об организации и ведении катехизической деятельности" в 2010 году обсуждался в епархиях. В итоге был собран важный критический материал, который помог Синодальному отделу религиозного образования и катехизации внести необходимые поправки в текст. После этого над текстом работала комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии. После доработки документ был размещен для обсуждения в сети Интернет, после чего Священный Синод принял окончательную версию документа.

Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении содержит в себе нормы, касающиеся и сферы религиозного образования, и сферы катехизации.

Можно сказать, что к настоящему времени завершился тот период, когда религиозно-образовательная и катехизическая деятельность была делом в основном отдельных энтузиастов — священников и мирян. Если еще несколько лет назад необходимость хотя бы одной-двух огласительных бесед с приступающими к таинству крещения, с родителями и восприемниками крещаемых детей, послекрещальной катехизации, бесед перед таинством брака приходилось обосновывать и отстаивать, то теперь уже для всех очевидно, что ненормальным и неприемлемым является отсутствие такой работы на приходе. Сейчас просветительская деятельность приобретает выраженный системный характер на всех уровнях. Комментируемое Положение устанавливает параметры данной системы.

В преамбуле дается обоснование просветительского служения Церкви на основе Священного Писания, постановлений Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческих подходов к оглашению. Данное служение является неотъемлемой частью миссии Церкви в мире. Подчеркивается, что "церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации". Утверждается, что "научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви".

Далее выделяются и описываются четыре взаимосвязанных уровня организации религиозно-образовательного и катехизического служения: общецерковный, епархиальный, благочиннический и приходской.

Документ определяет обязанности синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации и приходских катехизаторов.

На местах епархиальные отделы религиозного образования и катехизации могут действовать по-разному, в зависимости от имеющихся возможностей. Штат сотрудников варьируется в основном от трех до шести человек. В редких случаях функции отдела исполняет один уполномоченный епархиальный сотрудник, однако ему сложно решить все поставленные перед ним задачи. В ряде епархий отделы занимаются в основном координирующей и контролирующей деятельностью. В других епархиях помимо этих обязанностей отделы играют роль методических центров, организационных структур. При них могут действовать епархиальные просветительские центры, катехизические и катехизаторские курсы. К числу их обязанностей относится проведение профильных конференций и методических семинаров. При отделе может действовать коллегия, объединяющая помощников благочинных и настоятелей по религиозному образованию и катехизации с целью более эффективного решения стоящих перед отделом задач.
В некоторых епархиях существует такая практика: отдел религиозного образования и катехизации занимается вопросами, связанными с преподаванием курса Основы православной культуры, православными общеобразовательными учреждениями и воскресными школами для детей, тогда как проблемами катехизации занимается миссионерский отдел.

Штатные должности благочиннических и приходских сотрудников уже введены в большинстве епархий. Должности штатных приходских катехизаторов вводятся на крупных городских и сельских приходах. Попечение о просветительской деятельности на приходах, освобожденных от необходимости иметь штатного катехизатора, должны иметь как настоятели этих приходов, так и помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации. Существует практика, когда один и тот же катехизатор может работать в ряде приходов благочиния, где по объективным причинам не может быть введена должность штатного катехизатора на полную ставку. На приходах, где отсутствуют условия для просветительской работы на адекватном уровне, должна быть размещена информация о просветительских программах других приходов. Должность помощника благочинного и настоятеля по религиозному образованию и катехизации могут занимать как клирики, так и подготовленные к этому служению миряне. В Положении подчеркивается, что "деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство".

Согласно Положению, деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы. Деятельность приходского катехизатора отделяется от деятельности директора воскресной школы для детей. Таким образом, это два различных направления приходской просветительской работы, каждое из которых требует особой квалификации.
На практике, однако, эти должности могут совмещаться. В ряде епархий кроме перечисленных в документе функций приходским катехизаторам вменяется в обязанность просветительская деятельность вне церковной ограды, в частности преподавание курса Основы православной культуры.
Второй раздел документа описывает основные направления, формы и содержание просветительской деятельности. Подчеркивается необходимость оглашения, которое должны пройти все взрослые и дети старше семи лет, желающие принять таинство крещения, а также родители и восприемники малолетних детей, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. В отличие от древней Церкви, когда оглашение длилось два-три года и проходило в несколько этапов (слушание, просвещение, тайноводство), сейчас под оглашением понимается определенный цикл предкрещальных бесед и наставлений. В разных епархиях длительность этих циклов может различаться. Как правило, это три — пять бесед, в некоторых случаях 12 бесед. Оптимальным, по нашему мнению, является предоставление нескольких вариантов оглашения в зависимости от возможности и готовности человека, как это принято сейчас в некоторых епархиях. В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения для нецерковного человека должны определяться катехизатором в зависимости от обстоятельств. Тем не менее в Положении устанавливаются минимальные требования к оглашению. Следует проводить две огласительные беседы и покаянно-исповедальную беседу со священником. Подчеркивается, что в случае отрицания основополагающих истин православной веры и нравственности или желания креститься по суеверным причинам крещение должно быть отложено. Следует отметить, что оглашением в современных условиях для человека воцерковление не заканчивается. Необходима дальнейшая духовно-просветительская работа с уже крещенными людьми.

В документе описываются направления так называемой послекрещальной катехизации, которые, как показала практика, сейчас наиболее востребованы в регионах: воскресные школы для детей и взрослых, воскресные школы семейного типа; богословские или катехизические курсы и библейские беседы; беседы по вопросам брака как с людьми, готовящимися вступить в брак, так и с желающими создать семью в будущем; приходское консультирование; организация библиотек, медиатек. Важным направлением является просветительская работа с сотрудниками храмов. Она может осуществляться как внутри прихода, так и на благочиннических или епархиальных курсах.
В итоге можно сказать, что следование указаниям и рекомендациям данного документа на всех уровнях — от общецерковного до приходского — должно существенно способствовать развитию образовательной и катехизической деятельности в Русской Православной Церкви.

Денис Туголуков

http://www.e-vestnik.ru/analytics/polozhenie_o_religiozno-obrazovatelnom_5232/<!--/authors --><!-- source -->