Ватикан: эвтаназия – преступление против жизни
Фото с сайта Vatican News
Ватикан, 23 сентября. Ватикан обнародовал новый документ Конгрегации вероучения Samaritanus bonus – «Добрый самарянин», посвященный заботе о людях на критическом и терминальном этапе их жизни. Папа Франциск одобрил этот документ, подписанный кардиналом-префектом Луисом Ладариа и секретарем Конгрегации архиепископом Джакомо Моранди, 25 июня этого года, сообщает Русская служба Радио Ватикана.
Как претворить в жизнь евангельское послание о добром самарянине, применяя его к сопровождению больных на терминальном этапе их жизни, так чтобы это сопровождение уважало и продвигало неотчуждаемое достоинство человека, его призвание к святости и высочайшую ценность его жизни?
Необычайный и постоянный прогресс биомедицинских технологий значительно расширил возможности недиагностической медицины. Церковь, как утверждается в документе, с надеждой смотрит на научно-технические исследования, однако сами по себе они не являются определяющими для служения целостному благу и достоинству человека. Любой прогресс «требует растущей и мудрой способности к нравственному распознаванию, чтобы избежать несоразмерного и обесчеловечивающего использования технологий, особенно на критических и терминальных стадиях жизни человека».
Кроме того, организация современных систем здравоохранения может отрицательно повлиять на доверительные отношения между врачом и пациентом, сводя эти отношения к техническим аспектам, и этот риск особенно значителен в тех странах, которые узаконивают самоубийство при врачебном содействии и эвтаназию для самых уязвимых категорий.
Ответственное отношение к больному подразумевает уход за ним до самого конца. Именно этот критерий и должен лежать в основе оценки различных действий, которые следует предпринять в ситуации неизлечимой болезни, помня, что невозможность вылечить не означает невозможность лечить.
Однако паллиативного лечения будет недостаточно, если рядом с больным нет человека, благодаря которому он может осознать свою ценность и уникальность. Рядом со страждущим может быть немало людей, как это было во время распятия Христа: у Креста были и чиновники Римской империи, и любопытные, и безразличные, и разгневанные люди. Они находились у Креста, но не были с Распятым. Точно так же, в отделах интенсивной терапии или в больницах рядом с пациентами можно «находиться», подобно чиновникам, а можно «быть» с больными.
В документе перечисляются некоторые факторы, которые затемняют священный характер каждой человеческой жизни, ограничивая способность воспринимать ее глубокую ценность, и первый из этих факторов – это двусмысленное понятие «достойной смерти», которое соотносится с понятием «качества жизни». Здесь мы сталкиваемся с утилитаристской антропологической перспективой. Второй фактор – это ошибочное понимание сострадания. Перед лицом страдания человека, которое мы расцениваем как нестерпимое, некоторые оправдывают его смерть во имя «сострадания».
На самом деле, подчеркивается в документе, «человеческое сострадание заключается не в содействии смерти, а в принятии больного, в том, чтобы поддерживать его в трудностях, проявлять к нему любовь, внимание и предлагать средства для облегчения страданий». В некоторых законодательных текстах есть также упоминание о «праве на одиночество», основанное на автономии личности и на принципе «разрешения-согласия»: это «разрешение-согласие» в страдании может дойти до решения, жить дальше или нет. Именно такая концепция права побуждает к эвтаназии и самоубийству при врачебном содействии, приводя к утрате чуткости по отношению к человеку, нуждающемуся в заботе, и искажая человеческие взаимоотношения.
Эвтаназия – это преступление против человеческой жизни, подчеркивается в документе Конгрегации вероучения. Цитируя предыдущие свои документы на эту тему, Конгрегация напоминает, что настойчивые просьбы пациентов об ускорении смерти не следует воспринимать как выражение реальной воли к эвтаназии, но почти всегда речь идет об отчаянных просьбах о помощи и о любви.
Когда мы говорим о паллиативном лечении, не следует забывать о духовном сопровождении больного и его родных, с тем чтобы помочь им принять кончину близкого человека.
Два раздела документа посвящены хосписам, которые названы «святилищами боли, переживаемой во всей полноте ее смысла».
Недопустимо для священнослужителя предпринимать действия, которые могут интерпретироваться как одобрение эвтаназии, например, недопустимо находиться в палате больного во время ее осуществления. Это присутствие должно расцениваться как соучастие. Особенно это относится к капелланам тех структур, в которых практикуется эвтаназия: священнослужители никоим образом не должны вводить верующих в соблазн, выступая соучастниками в уничтожении человеческой жизни, говорится в документе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии