Ватикан: «Доктрина открытия» никогда не была католической
Фото: vaticannews.va
Ватикан, 31 марта. Департамент по образованию и культуре и Департамент служения целостному развитию человека выступили 30 марта с совместным заявлением относительно «Доктрины открытия», сообщает русская служба Vatican News.
Благодаря помощи коренных народов «Церковь острее осознала их страдания, прошлые и настоящие, вызванные экспроприацией их земель и политикой насильственной ассимиляции, продвигаемой государственными властями того времени, направленной на уничтожение их культур», говорится в документе и подчеркивается, что «Доктрина открытия» – теория, используемая для оправдания экспроприации коренных народов колониальными правителями – «не является частью учения Католической Церкви», и что Папские буллы, в которых были сделаны уступки колониальным правителям, никогда не становились Учительством Церкви.
Совместное заявление ватиканских департаментов – это важный документ, в котором спустя восемь месяцев после поездки Папы Франциска в Канаду четко подтверждается неприятие Католической Церковью колонизаторского менталитета. «На протяжении всей истории Папы Римские осуждали акты насилия, угнетения, социальной несправедливости и рабства, в том числе совершенные в отношении коренных народов». Кроме того, есть многочисленные примеры епископов, священников, монашествующих и мирян, которые отдали свои жизни в защиту достоинства этих народов. Наряду с этим в заявлении отмечается, что «многие христиане совершали злодеяния против коренных народов, за которые недавние Папы неоднократно просили прощения».
В отношении «Доктрины открытия» говорится, что «правовая концепция «открытия» обсуждалась колониальными державами начиная с XVI века и нашла особое выражение в судебной практике XIX века в судах различных стран, согласно которой открытие земли поселенцами давало исключительное право уничтожить – путем покупки или завоевания – право собственности или владения этой землей коренными народами». По мнению некоторых ученых, эта «доктрина» нашла свое основание в нескольких Папских документах, в частности, в буллах Николая V Dum Diversas (1452) и Romanus Pontifex (1455), а также в булле Александра VI Inter Caetera (1493), фактически разрешивших португальским и испанским государям захватывать собственность на колонизированных землях путем подчинения коренного населения.
В заявлении департаментов Ватикана подчеркивается: «Исторические исследования ясно показывают, что рассматриваемые Папские документы, написанные в определенный исторический период и связанные с политическими вопросами, никогда не считались выражением католической веры». Церковь в то же время «признает, что эти Папские буллы не отражали должным образом равное достоинство и права коренных народов». «Содержанием этих документов манипулировали в политических целях конкурирующие колониальные державы для оправдания аморальных действий против коренных народов, иногда осуществляемых без противодействия церковных властей». Поэтому будет справедливо «признать эти ошибки, признать ужасные последствия политики ассимиляции и боль, пережитую коренными народами, и попросить прощения».
Далее в совместном заявлении приводятся слова Папы Франциска: «Пусть христианское сообщество никогда не позволит себе заразиться идеей превосходства одной культуры над другими или законности использования способов принуждения других». Учительство Церкви решительно отстаивает уважение, причитающееся каждому человеку, и поэтому Церковь отвергает концепции, не признающие неотъемлемые права человека коренных народов, включая ту, что известна как «Доктрина открытия».
Наконец, в заявлении приводятся многочисленные и неоднократные заявления Церкви и Римских Пап в пользу прав коренных народов, начиная с буллы Sublimis Deus Павла III (1537), который торжественно заявил, что коренные народы «никоим образом не должны быть лишены свободы или владения своим имуществом, даже если они не исповедуют христианскую веру; и что они могут и должны свободно и законно пользоваться своей свободой и владеть своим имуществом; ни в коем случае они не должны быть обращены в рабство; если же произойдет обратное, то это будет недействительно и не будет иметь никакой силы».
В наше время солидарность Церкви с коренными народами выражается в том, что «Святой Престол решительно поддерживает принципы, содержащиеся в Декларации ООН о правах коренных народов». Их реализация улучшит условия жизни и поможет защитить права этих народов, подчеркивается в совместном заявлении Департамента по образованию и культуре и Департамента служения целостному развитию человека.
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=103411
Ватикан отрекся от папской «Доктрины открытий» 15 века, благословлявшей колонизацию земель коренных народов
ВАТИКАН. В ответ на требования коренных народов Американского континента, Ватикан официально отрекся от «Доктрины открытий» (папских документов 15 века), благословившей и узаконившей колонизацию земель коренных народов, и теперь индейцы и эскимосы надеются оспорить захват их земель властями Канады и США, пишет apnews.
Считают, что это отречение имеет огромное символическое значение, хотя его практические последствия вряд ли будут особенно значительными в ближайшей перспективе. Тем не менее, многие активисты коренных народов надеются, что оно усилит давление на правительства Канады и Соединенных Штатов и побудит их однажды пересмотреть законы о собственности на земли, основанные на этой доктрине.
Нынешнее заявление Ватикана гласит, что папские декреты 15 века «неадекватно отражали равное достоинство и права коренных народов и никогда не считались выражением католической веры». По сути, это означает историческое признание соучастия Ватикана в злоупотреблениях колониальной эпохи, совершавшихся европейскими державами. Это заявление стало ответом на многолетние требования коренных народов континента к Ватикану об отмене папских булл, оправдывавших и благословлявших действия Португальского и Испанского королевств по расширению их территорий в Африке и Северной и Южной Америке. Буллы позволяли колонизаторам прикрывать свое хищничество благовидными духовными целями «распространения христианства». Во время визита Папы Римского Франциска в Канаду в 2022 году, когда он принес покаяние местным коренным народам за церковную систему школ-интернатов, которая насильственно отбирала детей у родителей и лишала их родной культуры, традиций и языка, ему были поданы требования об официальном отказе Ватикана от папских булл колониального периода.
Фил Фонтейн (Phil Fontaine), бывший национальный вождь Ассамблеи коренных народов Канады, считает заявление Ватикана «замечательным». Фонтейн возглавлял делегацию коренных народов, встречавшуюся с папой Франциском в Ватикане перед его визитом в Канаду, а во время визита сопровождал его повсюду в стране. Вождь считает, что теперь государственные органы США и Канады должны пересмотреть законы о собственности, в которых эта доктрина упоминается в качестве основания.
Мишель Шенандоа (Michelle Schenandoah) индианка племени онейда и профессор права коренных народов в юридическом колледже Сиракузского университета (штат Нью-Йорк), также входила в состав делегации коренных народов на встречах с папой Франциском. Она назвала это заявление Ватикана «очередным шагом в правильном направлении». «Однако я полагаю, что нужно двигаться дальше по этому пути, – говорит Шанандоа. – Речь идет не только о землях, но и о судьбах людей, их культуре и привлечении к ответственности за геноцид коренных народов Северной и Южной Америки». Архиепископ Реджайны (штат Саскачеван) Дональд Боленоф (Donald Bolenof) также уверен, что заявление Ватикана «не следует считать конечной точкой». «Это очередной маленький шаг на большом пути, – вторит он мыслям Мишель Шенандоа. – Отношения на местном уровне должны быть главной целью наших действий, именно в них нам нужно добиваться прогресса». Ананья Чакраварти (Ananya Chakravarti), адъюнкт-профессор истории Джорджтаунского университета, считает, что это заявление имеет великое значение и для католиков Южной Азии. По ее словам, именно при папе Франциске Шри-Ланка получила своего первого святого Джозефа Ваза (Joseph Vaz), уроженца Гоа, бывшей португальской колонии.
Хотя «Доктрина открытий» возникла сотни лет назад, она остается важной правовой концепцией в законодательстве Канады, отмечают эксперты Канадского музея прав человека: «И французская, и английская колониальные державы на территории, которая позже была названа Канадой, использовали Доктрину открытий в обоснование своих прав на земли коренных народов и на навязывание коренным народам своей веры и культуры, – гласит музейный документ. – Эта Доктрина отрицает действенность древних систем управления и суверенитета коренных народов.
Расистское представление о превосходстве и доминировании пришельцев, воплощенное в Доктрине открытий, заложило основы для многих аспектов колониальной истории Канады. В частности, доктрина оправдывала создание церковной системы школ-интернатов для ассимиляции детей коренных народов, которая печально прославилась масштабными злоупотреблениями».
Католическая и протестантская церкви сотрудничали с правительствами США и Канады в создании школ-интернатов, где поколения детей содержались в отрыве от своих семейных, культурных, языковых и духовных корней. Школы занимались ассимиляцией туземных детей в доминирующую белую христианскую культуру с ее европейским духовным и культурным наследием и языками. Уцелевшие бывшие ученики католических школ обеих стран свидетельствуют об ужасающих фактах жестокого обращения и небрежения в школах, полного пренебрежения нормами санитарии и гигиены, тяжких наказаний и болезней. Эти факты приводятся в недавних отчетах правительственных комиссий обеих стран. Религиозные ордена уже принесли свои покаяния за соучастие в этой школьной системе. В Канаде вышел отчет инспекционной Комиссии истины и примирения (Truth and Reconciliation Commission) за 2015 год, в котором указывается 139 школ (в большинстве своем католических), через которые в 19-20 веках прошло около 150 тысяч туземных учеников. В США аналогичный отчет выпустила Национальная коалиция исцеления наследия школ-интернатов для коренных американцев (National Native American Boarding School Healing Coalition). В нем приводятся данные по 84 школам-интернатам США под управлением католических орденов. Примерно столько же школ было под управлением протестантов, при этом официально эти школы в своем большинстве считались государственными.
Бэзил Храброе Сердце (Basil Brave Heart), обитатель резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте, в 1940х годах был учеником школы-интерната при Миссии Святого Розария (школа действует доныне под названием «Индейская школа Красного Облака», Red Cloud Indian School). «Заявление Ватикана имеет для меня огромное значение, – говорит Бэзил. – Доктрину открытий использовали для оправдания системы школ-интернатов и захвата земель коренных народов на основании убеждения в превосходство белой христианской культуры и веры. Для меня это была доктрина, которая причинила невероятный психический вред ученикам школы-интерната. Они там лишали нас родного языка, культуры, веры и обрядов, запрещали нам следовать традициям наших предков».
В последние годы, по мере того как католические лидеры стали все чаще выступать с покаяниями за прошлые жестокости и согрешения в отношении коренных народов Американского континента и чернокожих, в церковь хлынул ширящийся поток требований о возмещении ущерба. Ватикан возложил ответственность за принятие решений по этому вопросу на местные церкви «на децентрализованной основе», и все они дают различные ответы. В Канаде решение «об исцелении и примирении» вырабатывается через судебный процесс с участием правительства, церквей и примерно 90 тысяч выживших туземных учеников школ-интернатов. При этом Канадская конференция католических епископов уже решила со своей стороны собрать 30 миллионов канадских долларов в течение пяти лет для возмещения ущерба.
Конференция католических епископов США пока вообще не включает понятие «репараций» в свои официальные политические документы и переложила ответственность за решения о финансовых расчетах на отдельные церковные учреждения, а не на американскую церковь в целом. В 2021 году американское отделение ордена иезуитов пообещало собрать 100 миллионов долларов на «инициативу по примирению и партнерству с потомками рабов» этого католического ордена. А Джорджтаунский университет, основанный иезуитами, пообещал со своей стороны провести обширную кампанию по сбору средств на компенсацию ущерба потомкам «людей, порабощенных орденом».
Обширная часть культурного наследия коренных народов хранится в Ватиканском этнологическом музее Anima Mundi (Anima Mundi Ethnological Museum). В его экспозициях и хранилищах насчитываются десятки тысяч изысканных предметов быта и и шедевров искусства коренных народов со всего мира. Значительная часть этих предметов была прислана в Рим католическими миссионерами со всех уголков света на выставку 1925 года в садах Ватикана. Ватикан заявляет, что многие из этих ценностей, в том числе индейские головные уборы с перьями, резные моржовые бивни, маски и вышитые шкуры животных, были подарены благодарными туземцами папе Пию XI, который хотел отпраздновать этой выставкой «глобальный охват Церкви, ее миссионеров и жизнь коренных народов, которых они благовествовали». Однако делегация коренных жителей Канады, которая имела возможность осмотреть материалы коллекции Ватикана в 2022 году во время визита к папе Франциску, не вполне верит этим объяснениям. Многие делегаты сомневаются в источниках и оправданиях обретения этих шедевров родного искусства Святым Престолом и настаивают на их возвращении в Канаду.
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии