ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ И ТАЙНА БОГООБЩЕНИЯ. Ч. 2
Чем так велик прп. Варсонофий и что нам о нём известно?
Писания Варсонофия Великого
Они относятся к книгам для опытных в христианстве людей. Почему? Потому, что они говорят о внутренних движениях души, живущей в вере. Когда человек старается жить по Богу, он постепенно входит в Божественное. Благодать действует в нём. Но как отличать действия благодати от нервного возбуждения? Как понять – где и как в нашей душе действует Бог? В этом помогают книги Варсонофия.
Он говорит о необходимости духовного советчика, который живёт в благодати, и правильно сможет сказать нам, что мы ощущаем, так как ошибка тут опасна.
Святой Игнатий Брянчанинов приводит свой разговор с неким человеком, который считал себя живущим в благодати. Он спрашивал Игнатия: если во время молитвы его слюна от возбуждения капает изо рта на землю, не грех ли это? Игнатий неожиданно поинтересовался, не желает ли тот себя убить. И человек признался, что несколько раз в реку бросался, но его вытащили. Игнатий объяснил, что с ним играет демон, который притворяется благодатью, но время от времени являет свои намерения – уничтожить человека.
А бывает, когда подвижник, не находящийся в прелести, испытывает тягу убить себя. Так было у святого Паисия Величковского. Здесь демон пользовался его душевной утончённостью и склонностью унывать и мучил его добрую душу.
Но как человеку верно распознать движения своей души? Для этого необходим наставник.
Благодать постепенно, но победно являет себя как тихий свет, осиявающий душу. Приходят также духовные дары, и нужно понять их источник. В этом помогает советчик.
Митрополит Антоний Сурожский как-то обнаружил, что у него открылся дар прозорливости: он всё про всех знал, что касалось их грехов и прошлого. И Антоний этим пользовался, а потом задумался, откуда такой дар. И обратился к Богу с молитвой: «Если это от Тебя, то приумножь, а если не от Тебя – то забери». И все тотчас исчезло. Спустя много лет у Антония снова появился дар прозорливости, на этот раз – от Бога.
С живущим в вере неизбежно происходят духовные события. Если мы прочтём труды старца Софрония Сахарова, Иоанна Кассиана Римлянина, Варсонофия Великого, то это увидим. Например, узнаем, что молящийся может ощущать душу того, о ком он молится.
Поэтому об одних людях так тяжело читать Псалтырь, а о других и вовсе невозможно. А о некоторых молитва идёт легко. Всё зависит от степени преданности той души врагу или Богу.
Благодать являет себя как свет. Человек не только молится Богу, но может ощущать Его, молитвенно вслушиваться в Него, получать от Него руководство и ответы на вопросы.
Это мистика веры. Это тайна богообщения.
Помыслы
Подвижники уверены: каковы наши помыслы, такова и наша духовная жизнь. Нужно учиться взращивать добрые помыслы и прогонять плохие.
Также нужно учиться различать помыслы. В полной мере это могут делать только совершенные, но стараться должны все.
Чтобы научиться этому, нужно открывать помыслы опытному наставнику и слушать его советы.
Когда у аввы Дорофея появлялся какой-то духовный вопрос, то, даже если он знал ответ, он шел спрашивать Варсонофия. Если Варсонофий отвечал Дорофею сходно с его разумением, то помысел ему говорил: «Не то ли я тебе говорил?». Тогда Дорофей отвечал: «Анафема тебе и рассуждению твоему. Прежде оно было от врага, а теперь от Бога».
От помысла зависят наши действия. Один донбасский священник был сильно обижен. Он не хотел этого терпеть и поехал за советом к старцу Кириллу Павлову. Старец выслушал его и ответил: «А ты смирись». И священнику стало хорошо, так как он почувствовал, что с этим советом Бог входит в обстоятельства его жизни и помогает поступить по-Божьему.
Святой Варсонофий Великий: «Всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостью, всё вражье бывает со смущением и мятежом».
Если коротко выразить науку старца Варсонофия Великого о помыслах, то можно сказать, что любая мысль, которая угнетает и мучит душу, приносит с собою тьму, мрак. Уныние и отчаяние, убивающие сердечную жизнь, – от врага. Даже если они кажутся правдой, всё равно это ложь. Даже если факты таковы, то ложна их интерпретация, неправильно показанные врагом мотивы. А всякая мысль, которая есть свет и жизнь для сердца, которая окрыляет, возносит и радует, от Бога.
Часто враг даёт неправильную интерпретацию и оценку тому, что мы видим.
Поэтому Варсонофий говорит: «Блюди: да не покажут тебе помыслы твои комара верблюдом и камешка утёсом».
А мы должны исцелять помыслы откровением их и послушанием тому, кому мы их открыли. При этом «спрашивать нужно не о всех помыслах, ибо иные у нас мимолётны, но которые долго остаются в человеке и борят его». (Варсонофий Великий).
Подвижникам приходилось за светлый и чистый взгляд на Церковь и мир вести тяжелую борьбу с врагом. Если человек не вёл такой борьбы, то и чистого взгляда у него нет… Варсонофий Оптинский говорит, что борьба с помыслом у Бога равна телесному мученичеству, – так это сложно и трудно. И хотя опытные христиане помогут в этой борьбе, но человек должен пройти её сам, ради того, чтобы стяжать чистый небесный Божественный взгляд на мир. Поэтому не удивляйтесь, что чистота взгляда даётся через борьбу. Хорошо тому, кто борется. Большая часть людей считает все мысли своими, а себя – самыми умными. И в этом их мука, избавляться от которой они не видят необходимости. Этот искаженный взгляд они стараются навязать всем. В «Письмах Баламута» старший демон говорит младшему, чтобы тот советовал искушаемому человеку считать плохое настоящей жизнью, «без розовых очков», а хорошее – случайностью, которая не изменит то, что всё плохо…
Господь не избавляет нас от этой борьбы, но помогает в ней.
Соответствие вопроса и вопросившего
Святой Никодим Святогорец отмечает, что все ответы Варсонофия соответствуют духовному уровню спросившего. Варсонофий, отвечая, учитывает духовный возраст души, особенности воспитания, телесные силы и многое подобное.
Приведём несколько мыслей святого:
«Бог не требует, чтобы ты сверх силы своей делал добро ближнему».
«Не от немощных телом требует Бог поста, но от сильных и здоровых. Снизойди немного к телу, и это не будет грехом. Бог не требует от тебя поста, потому что знает болезнь, которую послал тебе».
Человеку, страдающему унынием и душевным мучением, святой Варсонофий Великий советует о нём, Варсонофии, помолиться. Это значит, что для преодоления личного страдания человек должен найти в себе силы протянуть руку помощи другому человеку, который тоже может страдать. Уже в наше время подобный совет даст святой Иоанн Кронштадтский святому Алексею Мечеву, когда у последнего умрёт жена. Святой Иоанн посоветует выйти из собственного страдания навстречу страданию многих. Святой Алексей последовал его совету и постепенно начал жить радостью небесной. Почему? Потому, что Господь знает, как помочь помогающему другим…
Внутреннее делание
Преображение себя. Соединение с Богом. Чем больше человек стяжал Духа, тем больше света он принесёт в мир. С точки зрения мира этот труд нелеп, а для жаждущих научиться любить он драгоценен.
В древнекитайской книге «Мо-Цзы» есть такие строки: «Толпа не ведает о заслугах тех, кто делает стройным свой дух, но хорошо знает тех, кто домогается громкой славы».
Это вполне относится и к Варсонофию, человеку, о котором знают даже не все христиане, но молитвой которого мир удержан был от катастрофы. Святой не оставил своей любви к земле и в раю.
Варсонофий сполна исполнил свой путь. Он стяжал и принёс свет. Однако никакой, даже самый могучий герой не сражается в одиночку, каждому Богом доверена только часть истории, той истории, где каждый из нас должен выполнить свою задачу. И, по слову старца Софрония Сахарова: «Во все времена задача христианина одна – стяжать евангельское сердце».
Артём Перлик
https://pravlife.org/ru/content/varsonofiy-velikiy-i-tayna-bogoobshcheni...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии