В Ветхом Завете написано, что Господь послал ангела смерти, чтобы убить всех первенцев в Египте. Как же назвать Его милостивым?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В Ветхом Завете написано, что Господь послал ангела смерти, чтобы убить всех первенцев в Египте. Как же назвать Его мило...

Святые отцы называли Ветхий Завет детоводителем ко Христу. У слова детоводитель есть греческий аналог, смысл которого нам понятнее — педагог. Значение Ветхого Завета — педагогическое. Оно заключается в том, чтобы подготовить людей к принятию новозаветного откровения. Бог раскрывается в истории по мере развития в людях способности вместить Его. Взрослея духовно, древнее человечество оттачивало свои представления о Боге. Грубые и антропоморфные, они постепенно становились возвышенными и духовными. Наконец, Бог Сам приходит на землю в человеческом образе и полностью открывается в личности Иисуса Христа.

Движение от простого к сложному — один из главных воспитательных и педагогических принципов. Апостол Павел, укоряя коринфян за ссоры, разногласия и зависть, пишет, что он, в силу их духовного бесчувствия, пока не может поделиться с ними всей полнотой истины Христовой: И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские (1 Кор 3:1–3). Безусловно, Ветхий Завет содержит в себе откровение о Боге. Однако оно выражено языком и приемами, понятными и доступными людям того времени, неспособными вместить заповеди блаженства, высокую нравственную этику Нагорной проповеди, истину о том, что для спасения человечества Бог принесет себя в жертву за грех.

В Ветхом Завете написано, что Господь послал ангела смерти, чтобы убить всех первенцев в Египте. Как же назвать Его милостивым?
Десять казней египетских: смерть первенца фараона. Автор: Лоуренс Альма-Тадема

Смерть первенцев — одно из наиболее трагических бедствий, постигших египтян и повлиявших на решение фараона отпустить евреев из страны. Но израильский народ, которому только и было адресовано в древности Священное Писание, видел в произошедшем торжество истинного Бога, посетившего Свой народ. Бога, который вывел его из Египта. И если мы внимательно почитаем Библию, то увидим, что отсылка к этому обстоятельству буквально рефреном проходит через весь Ветхий Завет. Не только в книге Исход, где описано освобождение евреев из египетского рабства, но в других ветхозаветных книгах Господь через пророков напоминает Израилю: Я вывел тебя из земли Египетской (Мих 6:4). Мы знаем, что древний Израиль время от времени уклонялся от истинного богопочитания. И напоминание о непосредственном участии Бога в жизни народа на заре его политической истории было очень важно для того, чтобы вернуть его на верный путь.

Но виноват ли Бог в том, что произошло с египтянами? Что касается конкретных обстоятельств египетских казней, включая гибель первенцев, то современные исследования находят этому и вполне естественные объяснения. Так бедствиям, связанным с природными феноменами (окрашивание воды в красный цвет, лягушки, мошки, саранча и проч.) предшествовали аномальные изменения климата, которые в конечном итоге и запустили эту цепочку катастроф. Смерть же первенцев могла произойти вследствие отравления испорченной пищей. Эту гипотезу выдвинули ученые американского Западного резервного университета Кейза, исследовавшие массовую гибель детей в городе Кливленде в 1989 году. Все дети умерли тогда очень быстро от воздействия плесневого грибка, попавшего к ним с пищей.

Аналогичный грибок после череды катастроф, связанных с нашествием насекомых и распространением болезнетворных бактерий, мог поразить запасы пищи у египтян. Любая плесень особенно быстро распространяется при отсутствии света, что, возможно, и произошло во время предшествующей казни — тьмы, державшейся трое суток и бывшей, возможно, результатом песчаной бури.

Статус первенцев в египетских семьях был особым — они были залогом продолжения рода и благополучия семьи. Им всегда доставался лучший кусок, и даже в голодные годы их стремились обеспечить едой. Возможно, что и в тот раз, когда тьма спала и можно было вернуться к нормальной жизни, старших сыновей после вынужденного воздержания накормили досыта, что и вызвало смертельное отравление. Конечно, это лишь гипотеза, но вполне имеющая право на существование. Особенно если вспомнить, что израильтяне в это время по повелению Божьему ели свежеиспеченного ягненка с пресным — то есть наименее подверженным воздействию плесени — хлебом и горькими травами, которые, как известно, способствуют пищеварению и в целом улучшают работу ЖКТ.

Подчеркнем еще раз: при чтении не только этой истории, но Ветхого Завета в целом следует помнить, что он был адресован не всему человечеству, но одному племени, избранному для исполнения конкретной цели. Он писался, исходя из того духовного уровня, нравственных особенностей, интеллектуальных возможностей, которыми обладал еврейский народ три тысячи лет назад. Новозаветное же Откровение о Боге-Любви носит универсальный характер. Поэтому ветхозаветные тексты можно адекватно воспринимать лишь в свете Нового Завета.

В Ветхом Завете написано, что Господь послал ангела смерти, чтобы убить всех первенцев в Египте. Как же назвать Его милостивым?

Преподобный Антоний Великий, основатель восточного монашества, так объяснял проблему «жестокости» человеколюбивого Бога: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили или переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать: „Бог отвращается от злых“ есть то же, что сказать: „Солнце скрывается от лишенных зрения“».

Исходя из такого понимания отношений Бога и человека, смерть египетских первенцев можно воспринимать как следствие греховной жизни египтян, которые своим беззаконием в конце концов сами стали причиной постигших их бед и несчастий.

Автор священник Евгений Мурзин