В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Христос во гробе

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Литургия Великой субботы начинается в траурной тональности и в черных облачениях, а завершается в пасхальной тональности, и облачения сменяются на светлые. И песнопения, которые поются в этот день, посвящены Господу, лежащему во гробе, но одновременно и на вечерни, и на Литургии святителя Василия Великого звучат песнопения, посвященные Воскресению Христову. И это неслучайно, потому что Церковь Христова, вспоминая смерть Господа и Спасителя на Кресте и Его пребывание во чреве земли, одновременно вспоминает и Его спасительное Воскресение. И одна священная память неотделима от другой.

Великая суббота наполнена той тихой пасхальной радостью, которой были наполнены сердца жен-мироносиц, когда они увидели, что тела Господа Иисуса нет в гробнице, когда ангел возвестил им, что Иисус воскрес, но они все еще находились в страхе и трепете, ибо не могли в это поверить.

Мы слышим сегодня в чтении  из Евангелия от Матфея, что когда жены-мироносицы шли, дабы возвестить ученикам то, что они увидели, Сам воскресший Господь Иисус Христос встретил их и сказал: «Радуйтесь!», а те ухватились за ноги Его (Мф. 28. 9). Это та самая радость, о которой Господь Иисус предсказывал Своим ученикам на Тайной вечери: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16. 21-22). События, свидетелями которых были жены-мироносицы и которые наблюдали в отдалении разбежавшиеся в страхе ученики, вели к тому, о чем Господь Иисус Христос предсказывал, но во что они никак не могли поверить: что Спаситель умрет на Кресте и что Он воскреснет из мертвых.

Как мы слышали также в сегодняшнем евангельском чтении, когда воскресший Иисус Христос явился ученикам на горе в Галилее, некоторые поклонились Ему, а некоторые из них усомнились (Мф. 28. 16-17). То есть сомнения в Воскресении Христовом продолжали жить в сердцах некоторых учеников даже после того, как Господь многократно явился одному ученику, другому, одной женщине, другой женщине. Об этих явлениях повествуют все четыре евангелиста, каждый рассказывает о них немного по-разному, но из их рассказов, а также из свидетельств апостола Павла в первом послании к коринфянам воссоздается картина многократных явлений воскресшего Господа Иисуса Христа разным группам Своих учеников.

И в Евангелии от Луки, и в послании апостола Павла упоминается, что воскресший Господь явился Петру. Упоминается также  том, как Он явился Марии Магдалине и другой Марии – об этом мы сегодня слышали в Евангелии от Матфея. А кто такая другая Мария? Некоторые из святых отцов думают, что здесь имеется в виду Пресвятая Богородица, Которая первой сподобилась узреть воскресшего Господа Иисуса Христа.

Были и такие явления, как то, что описано в Евангелии от Луки, когда воскресший Господь явился на пути в Эммаус двум ученикам. Они начали рассказывать Тому, Кого встретили по дороге, что был такой великий пророк, Который совершал чудеса, учил народ, что по зависти первосвященников Его распяли. «Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив», – звучит их рассказ (Лк. 24. 22-23). Ученики шли, но их очи были закрыты, – они не узнали воскресшего Иисуса. Господь начал им разъяснять «от всех Писаний», как сказано в Евангелии от Луки, что так надлежало быть, что Мессии Христу надлежало пострадать, умереть и воскреснуть. И чем дальше они шли, тем больше возгорались их сердца. Но узнали они Господа Иисуса только в тот момент, когда Он преломил хлеб. И тот час, как ученики узнали Христа, Он стал невидимым.

Мы читаем в Евангелии от Иоанна, как Господь Иисус Христос являлся ученикам, собранным за закрытыми дверьми, как Спаситель говорил им: «Мир вам!.. Примите Духа Святаго» (Ин. 19, 21-22).

Все эти рассказы свидетельствуют о том, что Господь Иисус Христос воистину воскрес. И именно вера в Воскресение Христово была главной движущей силой, которая помогала Церкви, гонимой в течение трех столетий, не только выстоять, но и умножиться и завоевать сердца миллионов людей. Эта вера на протяжении веков духовно питает миллионы людей. И для нас вера в Воскресение Христово является основой, на которой мы строим свою христианскую жизнь.

Вот почему всякий раз, когда наступает Великий пост, мы радуемся о том, что нам предстоит долгое поприще, долгий путь покаяния, который приведет к Страстной седмице, а Страстная седмица приведет нас к празднику Воскресения. И в праздник Светлого Христова Воскресения, который уже наступил, потому что мы уже переоблачились в белые одежды, уже услышали евангельское чтение о Воскресении Христовом, мы радуемся о том, что Христос воскрес и даровал путь к вечной жизни всякой плоти и всякому человеку.

Перед нами все еще стоит гроб Христов – святая Плащаница с изображением Господа Иисуса Христа, умершего и погребенного. Мы вспоминаем Его сошествие во ад, но одновременно вспоминаем и исшествие Его из ада. И как говорят богослужебные песнопения сегодняшнего дня, ад не мог удержать Его, потому что сила Божия, сошедшая вместе с Ним, благодать Божия и свет Божий, сошедший в адские темные бездны, разрушили ад изнутри, подорвали его силу. И как сказано в богослужебных текстах, которые вчера мы слышали за богослужением, «царствует ад, но не вечнует над родом человеческим».

Будем поклоняться гробу Господню. Будем прославлять Господа Иисуса Христа, пострадавшего и умершего за наши грехи, и прославлять Его святое Воскресение. Аминь.

16 апреля 2017 года

https://mospat.ru/ru/2017/04/15/news144782/