В Великую Субботу митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию святителя Василия Великого

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В Великую Субботу митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию святителя Василия Великого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великую субботу мы совершаем Божественную литургию, которая переводит нас от скорби Страстной седмицы к светлой радости праздника Воскресения Христова.

Мы начинаем это богослужение в темных одеждах. За Литургией мы слышим чтения из Ветхого Завета, которые повествуют о различных событиях, бывших прообразами Воскресения Христова. Это и сотворение мира, и история пророка Ионы, который был во чреве кита три дня и три ночи; это история исхода народа израильского из Египта; это и повествования о воскрешениях, совершённых пророками Илией и Елисеем, и многие другие истории — всего 15 ветхозаветных паремий, которые читаются для того, чтобы напомнить нам, как Господь готовил народ израильский и все человечество к приходу в мир Господа Спасителя – Обетованного Мессии.

Затем следует чтение Апостола, после которого певчие поют: «Воскресни Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». В это время священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые, и с этого момента в богослужении уже звучит пасхальная радость. Далее звучит Евангелие от Матфея, которое повествует нам уже не о Страстях Христовых, не о погребении Господа Иисуса Христа, но о Его Воскресении и о том, как ангел явился женам-мироносицам и возвестил о Воскресении Христовом, и как мироносицы сообщили эту радостную весть апостолам, а затем и Сам Господь явился Своим ученикам, и одни поклонились Ему, а другие усомнились.

Это не единственный рассказ о явлениях воскресшего Иисуса Христа. В каждом из четырех Евангелий мы читаем об этих явлениях. В общей сложности, согласно Евангелиям, Господь являлся Своим ученикам 10 раз на протяжении 40-дневного периода. Несколько раз Он явился им в первый день, а затем являлся еще и еще в течение сорока дней. Но в книге Деяний апостольских говорится о том, что воскресший Господь являлся ученикам многократно, а в первом послании к коринфянам апостол Павел говорит о нескольких явлениях воскресшего Господа, из которых, по крайней мере, два не совпадают с теми, что описаны в Евангелиях. Таким образом, мы слышим истории о двенадцати явлениях Воскресшего Спасителя, но, по всей видимости, этих явлений было больше.

Церковное Предание и богослужебные тексты свидетельствуют о том, что по воскресении Господь явился Своей Пречистой Матери. Об этом явно не рассказывается в Евангелии, хотя среди женщин, которые увидели Воскресшего Спасителя, упоминается другая Мария. И некоторые толкователи полагают, что под другой Марией подразумевается Пресвятая Богородица. А святитель Григорий Палама в одной из своих бесед прямо говорит о том, что Господь не мог не явиться в первую очередь Своей Пречистой Матери – Той, Которая выносила Его во чреве, Которая была с Ним в течение всего времени Его служения, Которая стояла у Его креста. И Она не могла не сподобиться первой увидеть воскресение Своего Сына.

Святая Церковь учит нас, что когда Господь умер на кресте, Его душа сошла во ад, чтобы и в адских безднах, где томились души ветхозаветных людей, воссияла правда Божия, воссияло Солнце правды, чтобы и адские глубины наполнились присутствием Божества. И на иконе Воскресения Христова мы видим как Господь выходит из ада: за руку Он держит Адама, Еву, а за ними следуют и другие герои ветхозаветной истории. Христос выводит их из ада, чтобы переселить в Царство Небесное, которое Он проповедовал в течение всей Своей земной жизни и которое обещал даровать Своим ученикам и всем Своим последователям.

Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Матфея о том, как, посылая Своих учеников на проповедь, Господь сказал им: «Идите, научите все народы» (Мф.28.19), — не только народ израильский, но все народы.

Когда Христос только начинал Свою проповедь, то отправляя Своих, только что избранных, двенадцать учеников на апостольское служение, Он им говорил: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10. 5-6). Но по Своем воскресении Христос говорит апостолам что-то совершенно другое: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

На этом обетовании Господа Спасителя зиждется вся жизнь Церкви. Мы верим и знаем, что Господь не оставил Своих учеников, не оставил Свою общину; мы верим и знаем, что Господь с нами до скончания века, Он присутствует в нашей жизни.  Господь присутствует в церковных таинствах, которые мы совершаем. При каждом крещении младенца или взрослого человека присутствует Сам Господь. Каждое таинство Евхаристии совершает Сам Господь рукою архиерея или священника. Каждое иное таинство Сам Господь совершает для того, чтобы открыть людям путь ко спасению.

И сегодня Господь присутствует с нами, и мы прославляем Его смерть, Его погребение и уже начинаем праздновать Его воскресение. А в полную силу весть о воскресении Господнем прозвучит сегодня ночью, когда мы услышим всерадостное приветствие — «Христос воскресе!», которым первые христиане приветствовали друг друга. И мы будет отвечать: «Воистину воскресе!», — не сомневаясь в том, что это воскресение произошло не только потому, что его описали евангелисты и святые апостолы, не только потому, что мы из Евангелий знаем, что явления воскресшего Христа были многочисленными, но и потому, что воскресший Господь таинственным образом явился каждому из нас, озарив нашу жизнь Своим светом.

Будем прославлять Господа Иисуса Христа, умершего и воскресшего ради нашего спасения. И будем просить Его, чтобы нам в духовной радости встретить праздник святой Пасхи здесь, на земле, а в будущем веке — причащаться того Царствия Небесного, которое Он нам здесь даровал в предвкушении, а там дарует во всей полноте. Аминь.

Всех вас поздравляю с Великой субботой и с наступающим праздником Пасхи!

27 апреля 2019 года

https://mospat.ru/ru/2019/04/27/news173403/