В Великий Четверг митрополит Волоколамский Иларион совершил вечерню и Литургию святителя Василия Великого

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великий Четверг Святая Церковь вспоминает Тайную вечерю – последний прощальный ужин Господа Иисуса Христа со Своими учениками, на котором Спаситель, после того как вкусили пасхального агнца, преподал Своим ученикам хлеб со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26. 26). Затем Христос подал ученикам чашу вина, сказав: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 27-28).

«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19), – заповедал ученикам Сын Божий. И после того, как Господь Иисус Христос умер на кресте и воскрес, ученики стали собираться каждый воскресный день, чтобы вспоминать Его жизнь, Его смерть, Его воскресение, и в Его воспоминание они вновь и вновь совершали ту же самую Тайную вечерю, которую совершил Христос, и участниками которой стали Его апостолы.

До нас дошли свидетельства о том, как совершались Тайные вечери в апостольскую эпоху. Мы об этом узнаём из книги Деяний апостольских, из посланий святого апостола Павла. В книге Деяний рассказывается, как апостол Павел однажды собрал церковную общину, и всю ночь они провели в беседах. А под утро ученики Христовы преломили хлеб, и совершилась Божественная Евхаристия. Беседа Павла была такой долгой и такой, видимо, утомительной, что один юноша заснул, сидя на окне, и выпал из окна. И ничего не осталось апостолу, как спуститься к этому юноше, воскресить его и вернуть обратно в общину.

Апостол Павел также, обращаясь к христианам, в одном из своих посланий, говорит, что на вечере вы должны соблюдать соответствующий порядок и приходить не для того, чтобы насытить свое чрево (я своими словами передаю мысль апостола Павла), а для того, чтобы вкусить Небесного хлеба.

Первоначально Тайная вечеря совершалась в форме трапезы. Ученики собирались, как правило, ночью. Почему ночью? Потому что это было время, свободное от дневных трудов. Кроме того, ночью можно было спрятаться от гонителей, которые повсюду преследовали христиан. Ученики собирались, вместе ужинали, вместе пели псалмы, рассказывали истории из жизни Господа Иисуса Христа, пересказывали Его поучения и притчи. Тогда еще не было написанного текста. Написанный текст Евангелий появился потом, а сначала все это среди христиан циркулировало только в устном предании. Затем тот, кто был старше на этой ночной трапезе, преломлял хлеб в воспоминание Господа Иисуса Христа и с молитвой, благодарением всем собравшимся преподавал чашу с вином.

Постепенно Церковь Христова разрасталась и то, что изначально было трапезой, превратилось в богослужение. Церковь отделила обычную еду от Небесного хлеба. Уже во II веке мы читаем из творений мужей апостольских о том, как тогда совершалась Тайная вечеря, и уже тогда это было богослужение, которое не совмещалось с трапезой. Люди приходили на это богослужение, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, послушать Священное Писание Нового Завета, которое уже тогда легло на папирус и распространялось среди церковных общин в свитках и кодексах. Предстоятели этих общин читали евангельские рассказы, чтобы люди узнавали о жизни, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа.

Так Церковь живет уже в течение XX веков. И не только в каждый воскресный день, но и по будним дням в храме совершается Божественная литургия и верующие приглашаются Самим Господом Иисусом Христом на Его Тайную вечерю. Потому что с установления Таинства святой Евхаристии Церковь определила, что совершителем Евхаристии является не епископ или священник, не земной человек, но всегда и во всех случаях ее Совершителем является Сам Господь Иисус Христос. И это не зависит от того, насколько торжественно или благолепно совершается служба: в самом ли величественном кафедральном соборе, куда стекаются тысячи людей, где торжественно поет хор, где собираются архиереи и священнослужители, или в самом скромном сельском, деревенском храме, где нет богослужебной пышности, где скромный священник литургисает, стоят несколько прихожан и две бабушки поют на клиросе – Совершителем Евхаристии является Господь Иисус Христос.

Всякий раз, когда совершается Божественная Евхаристия, мы слышим Самого Христа, Который говорит нам: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор. 11. 23); «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 27-28). Господь приглашает нас быть участниками Его Тайной вечери, призывает соединиться с Ним духовно и телесно через Таинство Тела и Крови Христа. Ибо Церковь верует, что хлеб и вино в Евхаристии – это не просто хлеб и вино, которые вкушают верующие в воспоминание Господа Иисуса Христа, но это хлеб, который по молитве священника и всей церковной общины, благодаря силе Святого Духа, снисходящего на него, становится Телом Христовым; и это чаша вина, которая по молитве священника и церковной общины, благодаря схождению на нее Святого Духа, становится Кровью Христа. Через это Таинство мы соединяется с Богом духовно и телесно. И такую возможность соединиться с Богом дает нам каждая Божественная литургия.

Но Литургия Великого Четверга имеет особый характер, ибо в этот день мы вспоминаем, как Господь установил Святую Евхаристию. Мы прославляем Господа за то, что Он даровал нам самое большее из того, что Он мог бы нам дать – Самого Себя. И мы причащаемся Святых Христовых Таин с верой, надеждой и упованием на Его Божественную милость.

Но будем помнить и слова, которые мы сегодня слышали из послания святого апостола Павла к коринфянам, адресованные первохристианской общине. Слова эти имеют значение и для каждого из нас: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11. 29-30). Не станем забывать об этом предупреждении святого апостола Павла.

Будем готовиться к причащению Святых Христовых Таин, очищая свою совесть через Таинство исповеди, очищая себя через молитву, покаяние, воздержание, через соблюдение, по возможности, постов, которые предписаны Церковью. И с благоговением, упованием, внутренне подготовившись, духовно и телесно, будем приступать к этому великому Таинству, в котором мы вкушаем Самого Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Всех вас поздравляю с Великим Четвергом! Храни вас всех Господь!

21 апреля 2022 года

https://mospat.ru/ru/news/89168/