В вечной жизни нас ожидает много неожиданностей

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Издательский дом «Святая Гора»  впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.

Будем относится к людям с простотой и спокойно реагировать когда нам делают замечания. Если человек живет и действует просто и с добрым помыслом – он радуется когда его ругают.

***

Монашество благоприятствует очищению помыслов, так как инок видит и слышит вокруг хорошее.

***

Мы не должны разбирать по косточкам человека сказавшего что-нибудь догматически неверное по своей простоте. Следует относиться к этому с добрым помыслом, так как Господь будет судить его по-своему.

***

Слова Евангелия «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви»[1] не означают, что Господь изначально был несовершенен в знании и добродетели и преуспевал в них по мере взросления. Он всегда обладал всей полнотой Знания и Святости (так как был соединен с Божественной ипостасью), но открывал их миру постепенно, чтобы люди не устрашились и могли его принять.

***

Христа ради юродивые обладают великим смирением – поэтому Бог открывает им Свои тайны. Раньше на Святой Горе Афон было много блаженных. Когда Священный Кинот[2] принимал ошибочное решение они собирались около колокольни Протата и начинали траурно звонить в колокола. Многие люди относились к ним с благоговением и понимали о чем те хотят сказать.

***

Меня пугает не то, когда у человека много страстей. Гораздо страшнее другое: когда нет стремления к борьбе с грехом и желания исправиться. Люди привыкают к определенному образу жизни и привычка становится для них второй натурой. Таким исправиться сложно, они могут прожить свою жизнь рядом со святыми людьми, но так и не получить пользы.

***

Бог уважает нашу свободу, поэтому мы должны сами попросить Его о помощи.

***

Тело человека стареет, но сердце никогда.

***

Ум новоначального монаха атакуют мирские, богохульные и нечистые помыслы. По мере возрастания в духовной жизни он все больше думает о вещах нейтральных (не греховных, но в тоже время и не полезных). Когда продвинется по лестнице духовного возростания еще выше – во время молитвы помысел начинает с ним что-то вроде духовной беседы. Он думает что это хорошо, а это всего лишь козни лукавого, желающего отвлечь его от молитвы. Это можно сравнить с тем, как если бы во время Евхаристии нас кто-то окликнул, и мы вместо того чтобы причаститься, вступили бы с ним в беседу.

***

Очень полезно для детей учиться церковному византийскому пению. Их ум удаляется от вещей тщетных и греховных, они освящаются и славословят Бога.

***

Диаволу не под силу исцелить ни одной болезни. Он лишь может “вылечить” человека, который заболел из-за воздействия нечистой силы.

***

Самоубийцы, как правило, страдают от эгоизма. Диавол помрачает им ум, приводит к отчаянию и подталкивает к тому, чтобы наложить на себя руки. Когда у человека есть смирение, даже если по его вине произошло какое-то недоразумение или скандал, он не будет совершать самоубийство. Если наложит на себя руки человек душевно больной – его можно хоронить на территории кладбища, так как у него есть смягчающие обстоятельства.

***

Псалтырь – богодухновенная книга, наполненная умилением и благоговением. Давид похож на простого мастера, который хотя и не был архитектором, воздвиг величественное и прекрасное здание.

***

Когда закроются наши телесные очи и откроется духовное зрение – увиденное поразит нас. В другой жизни нас ожидает много неожиданностей.

***

Мы должны посвящать Богу свое время и силы. Но иногда надо остановиться и просто осмыслить нашу духовную жизнь – то, что мы делаем и читаем.

***

К своей боли надо относится так, словно ее совсем нет.

***

Сегодня многие хотят стать монахами, но у них нет духовной закваски. Мы отклонились от Предания. Не стараемся подражать подвигам святых. Мы должны сравнивать себя с подвижниками, а не смотреть на тех, у кого есть большие или малые страсти и сравнивать себя с ними.

***

Чем больше ты трудишься – тем больше радости и благодати получишь от Бога.

***

У многих молодых людей сегодня есть духовные интересы. Они ищут ориентиры и примеры для подражания, поэтому мы должны жить по Воле Божией – чтобы иметь возможность принести им пользу. В противном случае, будем держать ответ за тех кто приходит к нам в поисках примера, а уходит без пользы или даже с вредом для своей души.

***

Чтобы наш завод (то есть ум) прекратил производство дурных помыслов – мы должны избавиться от хитрости. Тогда обретем духовное здоровье.

***

Чтобы помочь ближним стать духовными людьми мы не должны относиться к ним несправедливо. Несправедливость – это желание сделать их такими как мы сами, дать им ту же [духовную] пищу, которая по нраву нам самим. Мы не принимаем в расчет расположение, потребности и желания других.

 


 

[1] Лук. 2:52.

[2] Священный Кинот – главный управляющий орган Святой Горы.


Источник: Agionoros.ru

<!-- #getsocialmain -->