В V неделю Великого поста, прп. Марии Египетской. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Алексий Уминский

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 Путь Великого поста, на который мы с покаянием  вступили,  чтобы стать ближе к Богу, чтобы пройти этим путем к Пасхе, подходит к своему завершению, к своей главной точке.

Христос говорит Своим ученикам: «Вот мы уже совсем близки к концу нашего пути, мы  восходим в Иерусалим».  И Он повествует  им о том, что случится с Ним, и чему мы будем с вами свидетелями во время Страстной  седмицы:  «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10:33-34).

В это воскресенье, в этой точке поста, мы вместе с апостолами встречаемся  со Христом, потому что весь  дальнейший путь – это наш совместный путь: мы вместе  придем Вифанию и будем присутствовать при воскрешении Лазаря,  мы войдем в Иерусалим и услышим осанну. Каждый день Страстной седмицы мы будем вместе со Христом.

Собственно говоря, мы этого и хотели – быть со Христом. Ради этого мы и вступили на  путь поста:  чтобы наконец-то это совершилось в нашей жизни, чтобы мы наконец-то стали вместе со Христом. Как часто человек по-настоящему этого хочет? Как каждый из нас об этом думает? «Вот я встречусь со Христом… А что будет, когда я буду рядом со Христом? Чего я хочу от Бога? Чего я жду от этой встречи?» И вот сегодня об этом говорит нам Евангелие.

Апостолы Иаков и Иоанн, одни из самых ближайших Его друзей, на пути в Иерусалим говорят Ему как раз об этом  своем желании:  «Господи,  мы хотим, когда войдем в Иерусалим, в это место воцарения Бога, чтобы стали мы один по правую руку, другой – по левую от Тебя. Мы хотим в самой близости с Тобой пребывать».

Апостолы, наверное, эту близость для себя воспринимали как-то очень по-человечески, потому что тот, кто близок к Богу, очень близок ко всему тому, что от Бога можно получить. Тот, кто близок к Царю Славы, наверное, тоже является участником этой славы и для него все   легко и доступно,  все проблемы  решены, все вопросы ясны.  Уже ничего не надо спрашивать, ни о чем не надо думать,  ничего не надо решать, ведь он уже с Богом.

И Христос им на это говорит: «Хорошо. А вы можете пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» И апостолы говорят: «Можем».

И вот оказывается, это-то и есть то, чего мы просим у Бога,  чего мы хотим от Него:  пить чашу Его и креститься Его крещением. И больше ничего! Об этой чаше, об этом крещении Господь как раз и говорит, когда восходит в Иерусалим: «Если вы этого хотите – пить чашу Мою и креститься крещением Моим, тогда это у вас и будет». А будет ли у вас земное счастье, будет ли у вас земное благополучие, будет ли у вас власть,  слава и  успех,  Христос не говорит. Кому уготовано, у того будет, а  кому не уготовано, у того не будет. А вот чаша будет у тех, кто хочет от Бога главного.

И  мы сегодня стоим перед тем же самым главным для нас  вопросом: «Что я хочу от Бога?» Хочу ли я пить Его чашу? Хочу ли я креститься Его крещением?  Или мы чего-то другого от Бога хотим? Но тогда, наверное, и обращаться надо к другому богу – к богу богатства, к богу благополучия, к богу здоровья,  силы и славы – но не ко Христу, который идет в Иерусалим. И мы, между прочим, идем вместе с Ним. Зачем мы идем в Иерусалим?

Если мы по-настоящему от Бога хотим Божьего, Его Самого,  то тогда понятно, почему мы на Литургии приступаем ко Святому Причащению: потому что мы пьем Его Чашу. А в этой Чаше Его Крест. В этой Чаше то Крещение, в которое каждый из нас крестился. Об этом апостол Павел нам говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы,  как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4).

И вот в этом, собственно говоря, весь смысл и весь путь нашего поста. Оказывается, все, что мы можем по-настоящему у Бога просить,  заключается в  этой Чаше,  которую Он нам подает, и о которой мы говорим Его словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»  (Мф. 26: 27-28.)

И вот если это для нас важно, если нам нужен Христос, если мы по-настоящему идем ради того, чтобы вместе с Ним быть всегда, везде и во всем,  то тогда мы совершенно точно знаем, что и Христос тоже всегда, везде и во всем вместе с нами. И нет в этом огромном мире такого места, и нет такого времени,  где бы с нами  не был Христос.

И поэтому мы можем спокойно доверить Ему себя. Мы можем совершенно безрассудно идти за Ним неизвестно куда. Мы можем, совершенно ничего не понимать в Его действиях по отношению к нам, недоумевать: «Что же происходит в нашем мире? Что же происходит в нашей личной жизни? Почему все не складывается, все рушится?» Но, даже не понимая, мы можем совершенно доверять Ему. Если мы готовы с Ним пройти путь, то, конечно же, и в любом нашем горе, в любом нашем состоянии, в любой момент нашей судьбы Христос обязательно будет вместе с нами, потому что Он ради этого пришел в мир,  воплотился и  стал Человеком.

И поэтому не будем бояться того, что с нами происходит! Не будем бояться этого мира, не будем бояться скорби, не будем бояться нахождения болезней! Не будем бояться того, чем  пугает нас этот мир!  Мир все пытается  лишить нас воли, лишить любви, лишить свободы,  чтобы мы были полностью от него зависимы, подчинились бы его стихиям, чтобы мы, напуганные, безверные, отчаявшиеся, прятались, прятались и прятались. А Христос выводит нас наружу и говорит: «Не бойтесь! Если вы хотите быть со Мной,  идите со Мной до конца и не бойтесь, потому что там, куда Я иду, – Иерусалим».

Там – Иерусалим! И там, в Иерусалиме, все будет очень страшно. Но там, именно там – спасение мира. Именно там – Воскресение.  Именно там впервые в этом мире прозвучали слова: «Христос воскресе!» Аминь.

                                                                                                                                                                                                 2014

http://www.trinity-church.ru/prior/