В V неделю Великого поста, прп. Марии Египетской. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о  том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников,  и сказали: «Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле,  и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой». И Иисус говорит им на это: «Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и  креститься крещением, которым Я крещусь»?  И они говорят: «Можем».  Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью,  будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую,  это  – кому уготовано». 

Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть  никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и  стремления, ни труды и подвиги не могут нам в  Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы  каждый  получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное  наследовали.

 Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и  коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.

Вот Апостолы приходят ко Христу и говорят: «Господи, мы  хотим быть рядом с Тобой.  Но будет ли для нас какая-то польза  от того, что мы рядом с Тобой, или нет? Если  Ты – Царь земной и Небесный, обетованный Мессия,  должны же мы хоть что-то получить». И Господь им отвечает: «Вы можете пить чашу и креститься  крещением, которым Я крещусь».

Мне пришлось недавно прочитать поучение Иоанна Златоустого, в котором он с удивлением рассуждает об одном месте в посланиях апостола Павла, где тот  пишет своему духовному сыну, апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй  немного вина, ради желудка твоего и частых твоих  недугов (1 Тим. 5,23). Как же так? Почему  всем – всё, а себе самому – ничего? К Тимофею, казалось бы, первому надо придти, возложить на него руки, помолиться Богу и исцелить… Ведь апостол Павел кого только не исцелял: хромых, слепых и бесноватых,  язычников,  совершенно чужих ему людей, а своего ближайшего духовного сына исцелить не может.

А что сами Апостолы получили от Христа кроме страданий,   постоянных гонений, скитаний, тюрем и  мученической смерти от рук язычников?  Они получили то, что просили,  –  пить чашу Христову, и креститься крещением, которым Он крестился.

Получить земную награду за свои заслуги   даже ближайшие ученики не могут.  «Ничего нельзя заработать,  –  говорит Христос,  –  потому что вы же не рабы,  не наемники…  вы не чужие, вы –  свои». Разве платит отец сыну за то, что тот уберет квартиру или сходит в магазин?  Разве мать платит своим детям за то, что они помогают в  ее заботах? Очевидно, что это не так. Дети разделяют жизнь своих родителей,  являются им опорой, самыми близкими людьми,  которые в минуту несчастья сплачиваются  и становятся с ними единым существом.

Вот об этом и говорит Христос Апостолам: «Чашу Мою будете пить и крещением Моим будете креститься». А мы недоумеваем: «Ну, когда же я, наконец, что-то получу?  Ну, почему же так долго?  Я  трудился, я постился, я молился,  добрые дела делал, а мне в ответ – что? Скорби да болезни? Сплошные неудачи? Потеря того, что я старался делать, как самое главное дело своей жизни… Где же все заработанное?»  Нет его и не будет, потому что  этого нам Господь никогда  не обещал.

Когда мы молимся, мы просим у Бога не материальных благ,  не улучшения  жизненных условий или успехов в работе, а совсем  других конкретных вещей:  чтобы Господь помог нам стать смиренней, чтобы Он любви нам послал.  Весь пост мы читаем молитву Ефрема Сирина – какие в ней прошения великие!  Мы просим у Бога самых главных духовных сокровищ: целомудрия, смиренномудрия,  терпения и любви, просим видеть свои согрешения, хотим,  чтобы Господь нам их показал. А в ответ  в душе  только больше нетерпения, больше обид, раздражения и гнева,  которые отталкивают от нас наших ближних. Почему так происходит? Потому что не знаете, чего просите, – отвечает Господь, –  когда просите сесть одесную и ошую.

Авва Дорофей учит, что тот человек, который просит у Бога смирения, должен знать, что он просит Бога послать ему человека, который бы его унизил и оскорбил,  чтобы это смирение можно было проявить. Вот чего мы просим, когда говорим  Господи помилуй.  Мы подвига просим:  пить чашу Его и креститься Его  крещением…И ничего другого, не каких-то  духовных благ, но подвига и креста.

И Господь на нашу молитву отвечает. И ответ Его надо принять  с радостью и  благодарностью:   Господь услышал мою молитву,  и дал мне повод проявить смирение и терпение,  дал мне возможность  проявить любовь к своему ближнему, когда это тяжело, когда это нестерпимо, когда надо себя преодолеть и вырасти над собой.

 Именно это мы должны понять. Этот Великий пост, который мы  проходим в очередной раз,  еще и еще раз являет нам урок того, что мы делаем это для Бога не как рабы и наемники, что мы не хотим заработать себе каких-то баллов, а хотим разделить с Ним Его жизнь, пить чашу Его и креститься крещением, которым Он крестился ради нас.

Аминь. 

2006     

http://trinity-church.ru/prior/outreach/v_nedelyu_marii_egipetskoj