В усадьбе "Мураново" открылась выставка "Щелкунчик. Большая история"
"Щелкунчик. Большая история". Выставка, посвященная знаменитой сказке Гофмана и её балетным воплощениям, открылась в усадьбе "Мураново". Костюмы, афиши, программки и эскизы декораций рассказывают о трёх постановках "Щелкунчика" на сцене Большого театра. Слово Елене Ворошиловой.
В усадьбе "Мураново" обычно рассказывают о Боратынском и Тютчеве, здесь живших. В этом году музейные работники дарят новую историю – "Щелкунчика", самого волшебного, новогоднего балета. Это эскизы костюмов и декораций, сделанные мастерской Коровина для первой постановки в Большом театре в 1919 году.
"Первая постановка, которая была в Большом театре, унаследовала традиции Мариинского театра, где первая постановка была в 1892 году. Даже сам император пытался успокоить Чайковского, который сильно переживал, что слишком задекорирован был первый премьерный спектакль", – рассказала куратор выставки Ольга Иванина.
На этой фотографии Мариус Петипа. Это он заказал Чайковскому музыку к "Щелкунчику" и написал либретто, но поставил балет Лев Иванов, которому Петипа дал подробные инструкции, каким должен быть танец. "Некоторых раздражало обилие детей в постановке. Некоторые считали спектакль слишком длинным, поэтому, когда Александр Горский перенес балет на сцену Большого, спектакль был сокращен и главные партии Клары и Щелкунчика танцевали взрослые танцоры", – поделилась сотрудник музея-заповедника "Усадьба "Мураново" Анна Айрапетянц.
Щелкунчик на эскизе Коровина в фиолетовом мундире, нелепой шапочке, как в сказке Гофмана. "Такого страшного Щелкунчика, которого сложно полюбить, воссоздали потом ребята, вдохновившись в Школе-студии МХАТ, в натуральную величину", – отметила Ольга Иванина.
Из крафтовой бумаги воссоздан весь декор от ботфортов до элементов мундира. Этот макет пачки ничем не отличается от настоящей. Но сделан он из крафтовой бумаги, фатина и лент по эскизам мастерской Коровина 1919 года. В таких костюмах балерины танцевали "танец снежных хлопьев", на который уходило 20 кг конфетти.
Эти эскизы акварелью и белилами сделал художник по костюмам Василий Дьячков. Они яркие и радостные в отличии от эскизов Владимира Дмитриева в 39-м, оформившего вторую постановку уже Василия Вайнонена в Большом. И, наконец, известные всем костюмы Симона Вирсаладзе для балета Юрия Григоровича в 66-м – тот самый красный мундир, в котором кукла Щелкунчик побеждает Мышиного короля и превращается в прекрасного принца.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии