В УРЮПИНСКОЙ ЕПАРХИИ СОСТОЯЛИСЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ КАНОНИЗАЦИИ ИГУМЕНИИ АРСЕНИИ (СЕБРЯКОВОЙ)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Серафимович, 14 ноября 2016 г.

Смирение — есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму — мир, помыслам — немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всем, а в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них. Смирением полагается печать безмолвия на все, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет Его вещаниям... До ощущения сердцем смирения не может быть чистой, духовной молитвы. Преп. игум. Арсения (Себрякова)

В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре состоялись торжества в честь прославления в лике местночтимых святых преподобной Арсении. За два дня 12 и 13 ноября в них приняли участие около 5 тысяч человек, сообщает сайт Урюпинской епархии.

Богослужения в главном храме обители проходили практически беспрерывно, некоторые службы совершались параллельно в нижнем храме преподобного Арсения Великого. График составлялся таким образом, чтобы помолиться и причаститься в дни торжеств смогли как можно больше верующих.

После полуночи всенощное бдение перетекло в литургию, их в праздничном графике было тоже несколько: в 4:00 — литургия в Казанском соборе, в 7:00 — ранняя служба в нижнем храме.

В 10:00 в Казанском соборе началась архиерейская литургия с чином прославления преподобной Арсении Усть-Медведицкой. Ее совершил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман в сослужении епископа Новоаннинского и Урюпинского Елисея, епископа Калачевского и Палласовского Иоанна, архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия, епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия.

В общей сложности в торжественном богослужении участвовало около 80 представителей духовенства Волгоградской митрополии и епархий России, Грузии, Греции и Украины. На литургии присутствовал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

К торжествам в иконописной мастерской Москвы по заказу монастыря был написан образ преподобной Арсении. К церемонии прославления составлены тропарь, кондак и величание святой Арсении Усть-Медведицкой, которые прозвучали в исполнении мужского хора Киево-Печерской лавры. Также в праздничном богослужении участвовал хор Сионского собора Тбилиси.

Участники торжеств, которым не хватило места в Казанском и Арсеньевском храмах, наблюдали ход богослужения на больших плазменных экранах, установленных на территории и за оградой монастыря.

Подготовка к приему гостей в обители началась сразу после того, как было получено известие о решении Священного Синода, 21 октября высший церковный орган постановил причислить к лику святых пятую и самую известную в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игуменью Асению (Себрякову).

Игуменья Арсения (1833-1905) происходила из знатной семьи штабс-ротмистра, казначея Войска Донского Михаила Васильевича Себрякова. В возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Михайловна поступила в Усть-Медведицкий монастырь. В годы ее игуменства — с 1864 и до самой кончины, обитель достигла наивысшего расцвета.

Кроме просветительской и благотворительной деятельности главными плодами трудов преподобной Арсении стал Казанский собор, который возводился с 1785 по 1885 год, и знаменитые пещеры, вырытые по образу Киево-Печерских. Сегодня в них находится святыня монастыря — чудотворный камень (каменная плита) с отпечатанными руками и коленями коленопреклоненной молитвенницы.

*** Цитаты преп. Арсении:

— Невозможно стяжать чистой, непарительной молитвы, если ей не будет предшествовать самоотверженная деятельность. Но и ежедневно надо полагать в сердце или утверждать в нем произволение, отвергать всякое дело, слово, чувство, мысль — неугодные Господу, направлять же всякое дело по заповедям Божиим, всякое чувство словом Его воспитывать, всякую мысль истиною Его наполнять. При такой деятельности или хотя при цели такой деятельности всякое входящее в душу чуждое чувство или мысль усматривается и молитвою отвергается от души. При таком произволении души Имя Иисусово самовластно действует в ней и отсекает всякий помысл, противный Себе, поборяет всякое чувство, неугодное Себе, просвещает душу к познанию воли Своей, водворяет в ней мир сердечный и тишину помыслов;

— Преступая заповеди Божии, мы грешим и пред Богом, и пред людьми, и пред своею совестию и попадаем не только под суд Божий, но и под суд человеческий. Оскорбляя Господа, бесчестя в себе и собою славу Его, мы постоянно делаем вред ближним нашим, соблазняя их, увлекая во грех, подавая собою пример греховной жизни, не отдавая им должной дани общего вспомоществования на пути ко спасению, и по всей правде мы преданы суду людей. Этот суд, выражающийся осуждением, злословием, клеветой, ненавистью и всяким делом, выходящим из этого воззрения на нас, как то: гонением, мучением, смертью, — мы должны принять как достойное воздаяние и всегда чувствовать себя должниками пред ближним;

— Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, — это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце? Нет, для него всегда будет дело, нет конца духовному очищению, и во всяком сердце найдется та частица нечистоты, которую нужно очищать. Я признаю в себе явным признаком нерадения, когда перестает болеть и бороться мое сердце, — это признак сильного помрачения. Когда же разгоняется этот мрак словом Божиим, то сердце болит, а без болезни просвещение души невозможно — это будет мечтательность.

http://www.pravoslavie.ru/98599.html