В Центре современного искусства "Винзавод" открылась выставка "Конструкция творчества"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Выставка "Конструкция творчества" открылась в Центре современного искусства "Винзавод"
Экспозиция входит в программу фестиваля "Территория будущего. Москва 2030".

Профессия строителя в искусстве: от 30-х годов до сегодняшнего дня представлена на выставке "Конструкция творчества" на Винзаводе. Экспозиция входит в программу фестиваля "Территория будущего. Москва 2030". Как со временем меняется взгляд художников на образ рабочего, изучила Ксения Луженкова.

"Владыкой мира будет труд", – этот лозунг на графическом эскизе Аркадия Аркина вдохновлял раннесоветских плакатистов. В образе героя-строителя заложено созидательное начало. "Образ строителя, сложившийся в 20-х годах, это образ героя труда, который создает своими руками жизнь вокруг, строит новое государство, и, его образ немножечко романтичный, но достаточно брутальный", — рассуждает куратор выставки Юлия Журкина.

Плакатный триптих – своеобразная летопись о быте строителей. Рядом агитационная аппликация Владимира Сачкова и индустриальный пейзаж Ильи Каца. 60 лет советской истории охватывает экспозиция на Солнечном мосту. Это гигантская оранжевая инсталляция в центре выставочного зала. "Оранжевый – это традиционный цвет униформы строителей на площадке. Мы хотели неформальный цвет, жизнерадостный, чтобы показать, насколько высокий пафос у строительной профессии", – объясняет архитектор Тимур Башкаев.

Солнечный мост – не только произведение искусства, но и строительный объект. Трубчатые леса придают постройке незавершенность. Архитектор реализовал метафору: мост в будущее ведет к картинам современных художников. Молодые творцы ориентируются на советскую культуру. На диптихе Кирилла Кипяткова "Рабочий-3" герой – словно обезличенный шаблон, каждый зритель наделяет его своими чертами. Это аллюзия к монументальным образам-трафаретам Александра Дейнеки. "Образ строителя становится совершенно не героическим и недоступным, а более родным и человеческим, то есть появляется гуманистический фокус. И мы видим совершенно другое отношение к этому. Хотя и современные художники создают утопии", – говорит руководитель проектов фонда поддержки и развития современного искусства "Винзавод" Ирина Саминская.

Работа "Лайк" Натальи Стручковой имитирует церковный плафон эпохи ренессанса – закатное небо с облаками из деталей "Лего". Однообразные блоки конструктора – символ гибели творческого начала. Второй плафон, "Любовь" – словно иллюминатор, цифровая карта скрыта за розовыми облаками. "Когда я задумалась о том, где же находится любовь и как новые технологии могут мне подсказать ответ на этот вопрос, я обратилась к Google Maps и загуглила просто. Обнаружилось, что есть такой поселок, находится он на границе с Монголией, в 4000 км от Москвы", — делится художница Наталья Стручкова.

"В городских объектах, строительных отходах я нахожу что-то антропоморфное. Это тоже портрет человека", – утверждает художник Иван Симонов. Его минималистичные натюрморты и портреты – шарады для зрителей.

"Я нашел забор, у которого нижний элемент был повернут на 90 градусов. И решил это использовать в своей графике. Перерисовал забор, увеличив количество этих элементов. И если вы соедините эти квадратики между собой перевернутые, то вы увидите сердечко", – приоткрывает завесу тайны одной из своих работ художник Иван Симонов. Выставка "Конструкция творчества" приурочена ко Дню строителя. Ее концепцию участники определяют так: "Искусство и строительство объединяет созидание".

https://smotrim.ru/article/4092588