В Царстве Божием не существует двойного гражданства. Протоиерей Игорь Рябко
Насыщение двумя рыбами и пятью хлебами пяти тысяч человек, о котором мы читаем в воскресном чтении, открывает для нас важнейшую тему. Для начала давайте внимательно посмотрим на содержание этого Евангельского отрывка.
Молва о Христе начинает распространяться по всей округе. Раньше никто о Нем ничего не слышал, а теперь все только об Иисусе и говорят. Уже воскрешена дочь Иаира, исцелено огромное количество людей, завоевана стойкая ненависть и зависть фарисеев и саддукеев. Книжники рассказывают всем, что Иисус – это бесноватый колдун. Но народ все равно ищет от Него исцелений.
В этой обстановке после убийства Иродом Иоанна Крестителя Спаситель удаляется в пустынное место. А за ним ручейками из разных селений стекаются толпы народа. Зачем? Иоанн Богослов объясняет: «потому что видели чудеса, которые Он творил» (Иоанн 6;2).
Увидев возле себя в пустынном месте огромную толпу народа, Христос сделал невероятное – Он приумножил две рыбы и пять хлебов таким образом, что смог накормить 5 000 человек. Но почему Он сделал то, в чем отказал диаволу в пустыне, когда тот его уговаривал претворить камни в хлеба. Причина, по которой Иисус сотворил это чудо, указана в Евангелии. Он сжалился над людьми. Они был голодны, а до ближайших селений очень далеко. Любовь понуждает Спасителя накормить их.
Но зачем же его диавол об этом просил в пустыне? Он говорил Иисусу: «если ты сделаешь так, что эти камни станут хлебами, то весь мир будет у твоих ног. Дай людям хлеб, и они твои рабы навсегда». Сатана хорошо знал – люди ищут хлеба, а не Бога. Земные радости и наслаждения заменяют им Бога. Но Бог пришел на Землю и стал человеком для того, чтобы дать людям себя, а не хлеб.
Далее апостол Иоанн Богослов говорит о реакции людей на чудо преумножения хлебов и рыб. Вот это то, что нам и надо. Это Он, тот пророк, который должен прийти в мир. Он может умножать хлеб, он нас накормит досыта! (Иоанн 6;14). Сразу же после чуда Спаситель в спешке заставляет (в Евангелии «понуждает») апостолов уплывать отсюда как можно быстрее. Он не разрешает им даже ждать его, пока он, удалившись в пустыню, будет молиться. Приходит Иисус к лодке уже ночью и по воде.
К чему была такая спешка? Потому что Иисус уже знал: после чуда умножения рыб и хлебов люди «хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Иоанн 6;15). Это и был план диавола. Но Спаситель пресекает его в самом начале. За учениками народ не стал гнаться, потому что они толпе были не нужны. А вот за Христом уже пристально следили, что бы Он не ушел, и приметили, что Он в лодку не сел. Но маневр Спасителя (Иоанн 6;22-24) сбил с толку «революционеров», и они не смогли воплотить в жизнь план государственного переворота и воцарения Иисуса на престол.
Как только люди догнали Христа и нашли Его уже на другой стороне озера, они набрасываются на него. Как ты посмел! зачем убежал? (Иоанн 6;22-24). И тут происходит самая жесткая во всем Евангелии, беседа Спасителя. Мне кажется более жестко, Он нигде не говорил. Иисус этой беседой отгоняет просителей с такой силой, что они отлетают от Него. От силы этой проповеди даже его собственные ученики убегают от него навсегда (Иоанн 6;66). Самой жесткой беседой Христа была Его проповедь о Хлебе Вечной Жизни (Иоанн 6;27-63).
На возмущение людей о том, что они сбились с ног, ища его для воцарения, Иисус ответил четко. Вы ищете Меня, потому что набили свои животы досыта хлебом, а не потому, что вам нужен Мессия (Иоанн 6;26). Но Я пришел не для того, чтобы управлять вами с помощью кормежки, я пришел для того, чтобы вас Спасти от вечной смерти.
И далее следует непонятная, странная, соблазнительная проповедь о Хлебе Жизни Вечной. Беседа эта повергла слушателей в шок насколько, что, бросив свои замыслы, они удались от Него, считая, что Иисус и в самом деле бесноватый. А зачем же такого тащить на царство. В шоке от проповеди были и апостолы. Важно, что Спаситель даже для них не стал ничего смягчать. Он твердо повторил, что иметь Жизнь Вечную будет только тот человек, который будет есть его Тело, и Пить Его Кровь. Не стал Иисус объяснить мистическую сторону своей беседы даже самым близким людям. Он обернулся к апостолам, смущенным и подавленным, и предложил сделать выбор. Или вы со мной, или тотчас уходите (Иоанн 6;67). Заметьте, это было сказано после того, когда другие ученики, услышав призыв есть Его Тело и пить Его Кровь, ушли от Иисуса, даже не спрашивая ни о чем (Иоанн 6;66-67). За всех апостолов ответил смущенно Петр: «к кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни» (Иоанн 6;68).
Мы видим, что Спаситель радикально ограждает себя от любых дел, связанных с духом земного мира. Когда его просят разрешить спор об имущественном наследии, он отказывается это делать, аргументируя тем, что не для этого пришел. Когда апостолы просят у Него разрешения свести гром и молнию на жителей селения, которые его обидели, Иисус упрекает их, говоря, что они не понимают, какого они духа. Когда мать апостолов просит Христа устроить своих сыновей министрами в его будущем иудейском правительстве, как она его понимала, Спаситель обещает для ее сыновей мученическую смерть, и больше никаких гарантий. И уж тем более Он отвергает всякую попытку подключить его к большой политике. Ни одного призыва к свержению власти, ни одной милитаристической проповеди не сказал Христос – в отличие от наших униатов.
Спаситель и при своей жизни, и после Вознесения на Небо четко разделяет два Царства. Царство Кесаря и Царство Бога. «Люди земли» ищут того, кто накормит их в изобилии хлебом этой земли – деньгами и достатком. Именно опираясь на эти поиски, придет к власти антихрист. Спаситель предлагает тем, кто хочет стать «Гражданином Неба», есть другой Хлеб, сходящий Свыше, и пить другую Воду, которая течет в Жизнь Вечную. В зависимости от того, чем мы насыщаемся, мы становимся тем или другим.
Слепота «граждан земли» – потрясающий факт. Каждый раз, борясь за земной хлеб с помощью умножения трупов своих сограждан, они теряют и то, что имели до этого, и, тем не менее, с каким-то осатанелым упорством снова и снова пытаются преумножать земной хлеб с помощью кровавых вакханалий, повторяя одну и ту же ошибку.
Какие блага принесли простым украинцам наши революции – «оранжевая», «достоинства», или как их еще называют? Это легко посчитать, сравнив зарплаты и цены на коммунальные услуги и основные продукты питания до этих самых революций и после них.
Но я обращаюсь не к революционерам, которые меня все равно слушать не будут, а к тем, кто ищет Хлеб Небесный, а не земной. И я хочу донести очень важную мысль: в Царстве Божием не существует двойного гражданства.
Есть очень хороший термин, изобретение которого ошибочно приписывают убиенному священнику Даниилу Сысоеву. Он звучит как уранополитизм – это (от греч. Uranos – небо, polis – город). Буквально – Граждане Неба. Можно привести десятки цитат Отцов и обосновать, что этот термин существует в Церкви с самого начала ее существования. Отец Даниил нам только напомнил о том, что было в Церкви изначально.
Уранополитизм – это учение, которое утверждает главенство Божественных законов над земными, примат любви к Небесному Отцу и Его Небесному Царству над любыми другими стремлениями человека. Новый Завет говорит однозначно: гражданская позиция христианина – это позиция гражданина Неба. «Мы не имеем здесь пребывающего града, но небесного взыскуем» (Евр. 13: 14).
Один из множества святоотеческих текстов на эту тему – «Слово 33» святителя Григория Богослова: «У всех одно отечество – горний Иерусалим, в котором скрыта жизнь наша. <…> Земные же эти отечества – суть только забава нашей временной жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый украл, или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы не играли названиями».
Уранополитизм четко проводит грань между православным христианством и патриотическим «христианством», отделяет православную веру от национализма, космополитизма, и либерализма. Священное Писание и Предание не признает двойной родины у христиан в принципе. У нас есть одна Родина – Небо, и есть гостиница, то место где мы родились и живем, то место, где сейчас странствуем. Мы должны это помнить. Если для нас будет «понад усе» что-либо или кто-либо, кроме Бога, если мы «душу i тiло» готовы отдать не за свободу во Христе, а за что угодно другое, то гражданства в Небесном Царстве мы не получим, об этом нас предупреждает паспортный стол Царства Божия. Справки можно навести в Библии и у Святых Отцов.
http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/v-tsarstve-bozhiem-ne-sushches...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии