В Царицыне представляют традиционное искусство поволжских татар

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Царицыне представляют традиционное искусство поволжских татар
Богатство в татарском обществе не порицалось, а скорее поощрялось и подчеркивалось.

Традиционное искусство поволжских татар выставляют в Царицыне. За 40 лет музей-заповедник собрал богатую коллекцию изделий народных промыслов из бывших советских республик. Когда-то эти вещи помогали опознать "своих" в чужой среде. Теперь вдохновляют современных художников на творческие поиски. Алия Шарифуллина продолжит.

"Казанской работы!" – вот что требовал от приказчика в лавке покупатель узорных сапог 150 лет назад. Причем не только в Казани, но почти в любом месте Евразии. Тонкая кожа, яркое мозаичное поле, знаменитый казанский шов, который не только не пропускает воду, но и не разойдется, даже если истлеет сама кожа. В год таких сапог продавали три миллиона пар. "Это были статусные вещи. Они стоили очень недешево. Чаще всего подобные сапожки покупали девушкам на свадьбу. И, может быть, единственный раз в жизни она могла себе подобное позволить", – рассказала искусствовед, куратор выставки Ксения Паршина.

Богатство в татарском обществе не порицалось, а скорее поощрялось и подчеркивалось. Главным выразителем были наряды и украшения женщин. Дорогие ткани, ценные меха, отделка лебяжьим пухом – всё это важные показатели социальной успешности главы семьи. Традиционно в каждом селе Заказанья мастера-ювелиры специализировались на одном типе изделий. Но город диктовал свои условия. Нужно было сочетать разные техники согласно моде, стилизовать традиционные формы, переосмысливать орнаменты. В городе мастер становился настоящим художником. И так можно сказать о любом татарском промысле. "Промысел как что-то традиционное, кустарное, от сохи воспринимается живущим в селе. А мы с вами, наоборот, оказываемся в очень динамично развивающейся городской среде", – продолжила Ксения Паршина.

Столкновение с городом у людей, воспитанных в мусульманских традициях, конечно, вызывало немало вопросов. Пугали синематограф, автомобили и даже аптеки. Читатели спрашивали у газет: позволительно ли слушать граммофон и фотографироваться или это приведет к шайтану? Многие пользовались достижениями науки и техники завуалированно. Например, устраивали "домашние концерты", которые "исполняет" коллекция часов с боем. С переездом в город заметно поменялся и интерьер. В селе татарский дом весь укутан тканями: занавесь чаршау, разделяющая пространство на разные комнаты, полотенца на стенах и окнах, вышитые скатерти и подушки... Ты словно оказывался внутри бабушкиного сундука. "Как продемонстрировать, если ты дама, насколько ты хороша и удачлива, как ты хорошо замуж вышла? В традиционных домах лучшие наряды вывешивались по стенам. И всё завешивалось полотенцами. Но в городе гордились собой немножечко по-другому, и в этих тканях как будто бы отпадала ежедневная потребность", – отметила Ксения Паршина.

Достаток и образованность горожан меняли представления о семейном укладе, о знаниях и религии. Вековые правила и устои трансформировались. И промыслы приобретали социальную значимость: городской татарский костюм, кожаная мозаика и вышивка шамаиль становятся маркерами национального, сугубо татарского. Сегодня цветы поволжских лугов расцветают в современных произведениях искусства. Мастерицы всё так же накручивают ряды нитей, соединяя детали ичигов казанским швом. Современные каллиграфы совершенствуют формы линий. История встречи города и промысла продолжается.

https://smotrim.ru/article/4263519