В Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошли торжества по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского
Праздничное всенощное бдение в Успенском соборе монастыря митрополит Волоколамский Иларион совершил в сослужении руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископа Бронницкого Евгения, братии обители.
В проповеди по окончании богослужения митрополит Иларион сказал:
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с праздником – с днем памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца всея Руси, чью память мы сегодня светло и торжественно совершаем.
Преподобный отец наш Сергий был великим молитвенником и служителем Божественной литургии. И неудивительно, что всякий раз, когда мы собираемся в Троице-Сергиеву лавру, чтобы прославить этого великого угодника, у его мощей мы совершаем Божественную литургию, как это было заведено в Церкви с самого начала, когда Литургия совершалась на мощах мучеников, преподобных, святых.
И сегодня, предстоя у раки честных мощей преподобного Сергия, мы вспоминаем, как во время служения Божественной литургии преподобным Сергием небесный огонь сошел в святую чашу. И все – кто сослужил ему, и кто присутствовал в храме – были свидетелями этого удивительного чуда.
Всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, небесный огонь сходит на Святые Дары, чтобы преложить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. Мы не видим этого нашими физическими очами, но ощущаем присутствие Божие и дуновение Святого Духа в те минуты, когда возносим молитвы Господу о том, чтобы хлеб стал Телом Христовым, а вино стало Кровью Христа.
Когда предстоятель за Божественной литургией молится об этом Господу, он говорит: «Ниспосли Духа Святаго на ны и на предлежащия дары сия». То есть мы просим, чтобы Святой Дух сошел не только на хлеб и вино, но и на нас, чтобы мы стали достойны причастия Святых Христовых Таин и через причащение соединились с Богом так, как с Ним соединялись через служение Божественной литургии преподобный Сергий, братья его святой обители и многие святые и преподобные отцы, которые духом своим созерцали Божественный огонь, нисходящий в святую чашу.
Когда по нашей молитве Святой Дух сходит на Святые Дары, то хлеб и вино чудесным образом превращаются в Тело и Кровь Христовы. Не просто в какие-то символические воспоминания, а в реальное Тело и в реальную Кровь Господа Иисуса Христа. И когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то принимаем внутрь себя не простой хлеб и не простое вино, но Самого Воплотившегося Бога. И Его Тело, входя внутрь нашего тела, соединяется с ним и обоготворяет его изнутри, а Его Кровь, входя в нашу кровь, начинает течь в наших жилах.
Такое удивительное соединение Сам Господь установил между Собою и нами, чтобы не было между нами какого-либо расстояния, дистанции, чтобы мы всегда могли ощущать Его присутствие внутри нас. Чтобы мы могли быть инструментами в Его руках и через нас Он действовал, и на других людей распространял Свою животворящую и спасительную силу.
Именно поэтому все святые придавали такое совершенно особое значение Таинству святой Евхаристии. И каждый праздник, и каждый воскресный день для нас соединен, прежде всего, с совершением святой Евхаристии. Нет ничего, чтобы могло заменить святую Евхаристию – никакие иные молитвы, никакие иные трапезы. Ведь это и есть Тайная вечеря, на которую Господь приглашает нас, чтобы мы возлегли с Ним, как Его ученики, и приняли внутрь себя Его Тело и Его Святую Кровь.
А что произойдет с нами дальше – зависит не только от чудотворной силы Господа, но и от нашего ответа на благодать, которую Господь дарует нам. Господь готов каждого из нас преобразить Своим Небесным светом. Каждому из нас Он дает всю полноту Своей благодати – не какую-то маленькую часть Своего Тела, а все Свое Тело; не какую-то малую каплю Своей Крови, а всю Свою Святую Кровь, вне зависимости от нашего достоинства или недостоинства. Но при этом Господь ожидает от нас, что мы будем приступать к Святым Тайнам с покаянием, с сокрушением сердечным, сознавая, что не имеем никаких заслуг перед Господом, и только Его спасительная благодать способна уврачевать наши грехи, воссоздать наше человеческое естество, наполнить его Божественным светом, любовью и Божественным присутствием.
Если мы с такими чувствами, покаянием и сокрушением сердечным приступим к Святым Христовым Тайнам, исповедав наши грехи и изъявив желание и решимость исправиться, то Господь всегда поможет нам на жизненном пути.
Будем молиться преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, чтобы он помог нам всегда ощущать присутствие Бога Живого, причащаться Святых Христовых Таин не в суд или во осуждение, но в жизнь вечную и бессмертную. Чтобы Божественный огонь, который созерцал преподобный и окружающие его люди, когда он совершал Божественную литургию, прикасался и к нашим сердцам, но был не опаляющим, а согревающим, нес нам спасительную Божию благодать. Чтобы по молитвам преподобного Сергия мы все восходили от силы в силу на нашем пути к Царствию Небесному. Аминь.
7 октября 2020 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии