В своем первом Апостольском обращении «Evangelii gaudium» Папа Франциск очерчивает контуры миссионерской реформы Католической Церкви

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Ватикан, 28 ноября. Презентация первого Апостольского обращения Папы Франциска Evangelii gaudium состоялась 26 ноября в Ватикане, сообщает «Сибирская католическая газета» со ссылкой на Радио Ватикана. Папа развивает в ней тему возвещения Евангелия современному миру, используя при этом, в числе прочих, материалы прошлогоднего Синода епископов, посвященного новой евангелизации.

Однако, как подчеркнул выступавший на пресс-конференции председатель Папского совета по содействию новой евангелизации архиепископ Рино Физикелла, опубликованный документ содержит много больше, чем было сказано на Синоде. «Папа Франциск неоднократно ссылается на предложения Синода, состоявшегося в октябре 2012 г., – продолжил он, – демонстрируя тем самым, что достижения этого форума стали важной исходной точкой при составлении Апостольского обращения. Однако его текст не остается в границах опыта Синода. Папа не только делится на его страницах своим пастырским опытом прошлых лет, но, прежде всего, призывает использовать переживаемый ныне Церковью момент благодати и с верой, убежденностью и энтузиазмом приступить к реализации нового этапа дела евангелизации».

Апостольское обращение Evangelii gaudium включает 140 страниц и начинается словами: «Радость Евангелия наполняет сердце и всю жизнь тех, кто встретился с Иисусом». Во вступлении, упомянув о разочаровании, в которое погружается мир, Папа Франциск пишет об обновляющей и способной передаваться другим людям радости евангелизации. Он дает ряд указаний, касающихся новой евангелизации современного мира, отмечая при этом, что не хочет входить в детали требующих глубокого анализа тем, поскольку «не подобает, чтобы Папа подменял собой локальные епископаты в том, что касается определения проблем, возникающих на их территориях».

Иначе говоря, необходима своего рода децентрализация Церкви. Далее Папа предлагает «миссионерское преображение Церкви», что подразумевает «путь пастырского и миссионерского обращения» так, чтобы Церковь «непрерывно пребывала в состоянии миссии».

Требуется реформа всех структур Церкви, чтобы «они стали более миссионерскими». Требование реформы напрямую касается и института папства. «Призванный сам жить тем, к чему я призываю других, – пишет Франциск, – я вынужден думать и об обращении папства. В качестве Епископа Рима я обязан прислушаться к предложениям относительно исполнения моего служения, чтобы оно в большей мере соответствовало критериям, которыми пожелал его наделить Иисус Христос, и актуальным требованиям евангелизации. Как Папство, так и центральные структуры Церкви должны услышать призыв к обращению».

В этой связи необходимо заново переосмыслить роль Конференций епископов. Папа просит епископские конференции внести свой вклад в развитие «духа коллегиальности», который, по его утверждению, еще «не до конца проявился».

Необходимо провести «здравую децентрализацию» и не страшиться пересмотра тех церковных обычаев, которые непосредственно не связаны с сутью Евангелия. Церкви надлежит выйти за пределы своей ограды, чтобы «дойти до людских окраин», что, однако, не означает хаотичного движения без смысла и цели. Необходимо, «чтобы двери церквей везде были открыты. Все могут каким-либо образом участвовать в жизни Церкви, и даже двери Таинств нельзя закрывать по тому или иному поводу. Евхаристия – это не награда для совершенных, но благотворное лекарство и пища для слабых. Церковь – это не таможенная служба, а отчий дом, где найдется место каждому человеку с его непростой жизнью».

Папа подчеркивает, что он предпочитает видеть «Церковь раненую и грязную оттого, что она вышла на улицу, нежели Церковь (…), для которой только и важно быть центром, которая замыкается в клубке навязчивых идей и процедур». Если нас что-то должно по-настоящему волновать, – пишет он, – так это только то, что многие наши братья лишены близких отношений со Христом.

Франциск указывает на угрозы, которые несет современный мир, прежде всего, на культ денег, и проводит анализ современной экономической системы, «несправедливой в корне». Эта система убивает, – утверждает Папа, – она порождает культуру отбросов общества. Папа обличает такие феномены, как коррупция, уклонение от налогов, финансовая спекуляция, – и призывает Церковь «не оставаться на задворках борьбы за справедливость». Он вновь напоминает о преимущественном выборе Церкви в пользу бедных, перечисляя различные формы бедности и несправедливости в нашем мире.

Далее Папа Франциск перечисляет искушения, которые могут угрожать пастырям Церкви: индивидуализм, кризис принадлежности, спад усердия. Самая большая угроза исходит от «серого прагматизма церковной повседневности, в которой всё, казалось бы, проходит нормально, а на самом деле вера угасает».

Папа призывает не впадать в пессимизм и стать для мира знамением надежды, производя «революцию милости».

Папа обращает внимание и на социальный аспект евангелизации: реабилитацию маргиналов, дабы помочь им стать полноценными членами общества, заботу об общественном благе, диалог мира. Большую евангелизационную значимость имеет экуменический диалог, прежде всего с православными, у которых можно поучиться «епископской коллегиальности и соборности», а также диалог с иудеями и мусульманами, агностиками и неверующими.

Последний раздел документа посвящен «евангелизаторам Святым Духом» – тем, кто «бесстрашно открывается деланию Святого Духа». Это – «евангелизаторы, которые молятся и трудятся». Святой Отец призывает не падать духом при виде скудных результатов евангелизации, поскольку ее «плоды часто бывают невидимы, неощутимы, и их нельзя подсчитать». Апостольское обращение завершается молитвой к Деве Марии, Матери евангелизации: «Всякий раз, взирая на Марию, мы утверждаемся в вере в революционную силу любви и нежности».

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=55330