В столице открылась выставка, посвященная Юрию Олеше

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В столице открылась выставка, посвященная Юрию Олеше
Писателя называли "королём метафор". Именно он придумал выражение "инженеры человеческих душ", но закончил творить в 32 года.

"Королём метафор" называли Юрия Олешу. Именно он придумал выражение "инженеры человеческих душ", но закончил творить в 32 года. Выставка к 125-летию со дня рождения писателя открылась в Москве. Олеша подписывался псевдонимами "Ключик" и "Зубило". Почему? – узнал Алексей Пименов.

Набросок хоть и быстрый, но сходство – портретное. Так Юрия Олешу изобразил Михаил Файнзильберг – брат Ильи Ильфа. В двадцатых годах прошлого века они работали в газете "Гудок". Правили чужие материалы, придумывали остроумные заголовки, публиковали фельетоны. Юрий Олеша поначалу хотел подписываться – "Касьян Агапов". Но редактор отговорил. "Он сказал, что это какой-то не очень яркий, не очень запоминающийся псевдоним. Сказал Юрию Олеше, что есть разные инструменты. Есть инструмент – зубило. Тогда Юрий Олеша ни слова не говоря, пропахал толстую черту поверх Касьяна Агапова и подписал "Зубило". С тех пор это стал главный, самый узнаваемый псевдоним газеты "Гудок", – рассказала куратор выставки Мария Котова.

А вот "ключиком" Юрия Олешу называл писатель Валентин Катаев. Под этим именем вывел в своем мемуарном романе. Литературная компания в "Гудке" включала Евгения Петрова, Михаила Булгакова и других авторов. Их рассказы помещались на последней полосе газеты. "В основном сатирические материалы написанные, основывались на письмах железнодорожников. Писатели обыгрывали какие-то несправедливости. Или какие-то упущения руководителей и коллег. Придавали всему этому публичность. Поэтому они, наверное, были так популярны. Они писали о том, что волновало людей. Чувствовали их", – пояснил директор по стратегическому развитию Издательского дома "Гудок" Константин Курочкин.

Картинка

В середине двадцатых Юрий Олеша заканчивает сказку "Три Толстяка". На этих листах – переписка с Валентиной Грюнзайд. Ей писатель посвятил своё произведение. Затем пишет "Зависть" – роман об интеллигенции в послереволюционной России. На стенах – отрывки из воспоминаний писателя о своей работе. "Когда мы готовим какие-то проекты, очень важно показать и биографический пласт, внешний вид того или иного персонажа, его привычки, его внутренний мир. А с другой стороны, то, кем он был в глазах современников", – отметил заместитель директора Музея М.А. Булгакова Иван Назаров.

Документы, фотографии. Их предоставил государственный архив литературы и искусства. Как и это удостоверение. Атмосферу дополняют пишущие машинки и мебель того времени. Диван, стол и шкаф – из редакции "Гудка". Музею Булгакова ее передал издательский дом.

https://smotrim.ru/article/3935618