В США выпускники-индейцы требуют узаконить племенную атрибутику в университетах
ТАЛСА. В США выпускники-индейцы требуют узаконить племенную атрибутику в университетах после скандального случая, когда выпускница расшила черную масонскую шляпу-мастерок племенным вампумом, однако администрация запретила ей это новшество, пишет apnews.
В американских школах и университетах выпускники по традиции отцов-основателей из «братства каменщиков» облачаются в черные масонские балахоны и шляпы-мастерки (с плоским ромбом на макушке, изображающим лопатку для работы с цементным раствором и штукатуркой). Эти шляпы называются «квадратными академическими», «оксфордскими, «выпускными», или просто «мастерками» (mortarboard).
Школьная выпускница Камрин Янчик (Kamryn Yanchick), гордящаяся своей принадлежностью к индейскому племени семинолов, обрела скандальную известность в 2018 году, когда попробовала расшить свою выпускную шляпу-мастерок традиционным вампумом своего племени (узорами из цветного бисера). Как известно, подобные «вышиванки» свои у каждого индейского племени, несут племенную символику и семантику, и служат знаками отличия. Администрация средней школы в штате Оклахома запретила ей это новшество на шляпе, и разрешила ей вампум на выпускном празднестве только на сережках в виде колец. За права соплеменницы вступились племенные правозащитники и разразился скандал. Она незамедлительно после выпуска прошла стажировку в Американском союзе защиты гражданских свобод в Оклахоме, и теперь считается видной активисткой борьбы за права коренных американцев.
Камрин Янчик теперь везде выступает как «потомок народа маскоги в составе племени семинолов штата Оклахома». «Возможность беспрепятственно заявлять свою идентичность, гордиться своей культурой на празднествах, не спрашивая разрешения у неместного лица, подлинно важна для нас», - заявляет активистка. Она искренне не замечает, что тем самым вольно или невольно вводит дискриминацию народа штата на местных (коренных) и пришлых («понаехавших»). По инициативе племен законодатели штата недавно даже утвердили законопроект «о праве учащихся государственных школ носить перья, расшитые бисером шапочки и шляпы, балахоны, пелерины и другие предметы, имеющие культурное и религиозное значение», однако губернатор Оклахомы Кевин Ститт (Kevin Stitt) от партии республиканцев наложил вето на этот законопроект.
У коренных американцев племенная атрибутика и традиции передаются из поколения в поколение, а племенные облачения носятся на праздники в знак племенной принадлежности и «связи с общиной». Споры по поводу таких атрибутов и облачений оформились в законодательные нормы в целом ряде штатов, где студентам из числа «коренных американцев» запретили носить племенную атрибутику – а именно в штатах Аризона, Орегон, Южная Дакота, Северная Дакота и Вашингтон. Администрации средних школ в этих штатах отстаивают «единообразие формы учащихся на церемониях вручения дипломов». Борьба с индейскими «вышиванками» и перьями распространяется также на разнообразные «пояски, цветочные венки, ленты и иные формы самовыражения». Законодатели штатов ввели эти нормы о единообразии, дабы «не оставлять их на вольное толкование отдельным местным администраторам» и не порождать анархию.
Племенные правозащитники, в частности Фонд защиты прав коренных американцев (Native American Rights Fund), регулярно получают жалобы от студентов, которым администрации учебных заведений запрещают носить орлиные перья, вышиванки из вампума и прочую атрибутику. Так, на днях в штате Оклахоме очередная выпускница средней школы из числа «коренных американцев» подала в суд на администрацию школьного округа, поскольку ее заставили снять перо со шляпы-мастерка на выпускном празднестве прошлой весной.
По правозащитной тропе, проторенной Янчик, пошла индианка племени навахо Джейд Роберсон, выпускница той же средней школы Эдмонда в Санта-Фе. Она решила не только расшить шляпу племенным вампумом, но и украсить свой черный масонский балахон большим бирюзовым ожерельем, однако получила отказ. Она жалуется на ущемление своих прав, тем более что ее одноклассник с трудом добился разрешения на ношение орлиного пера на шляпе, хотя ему пришлось пройти сложную бюрократическую процедуру. Он заручился письмом «от народа чероки о сакральном значении этого пера», после чего прошел трудное «собеседование с несколькими вожатыми и консультацию у директора школы». «Для него это было такое хождение по мукам, что мы с друзьями-соплеменниками решили просто надеть наши племенные атрибуты под облачения, – говорит Роберсон. – Мне кажется, это прекрасная иллюстрация того, каково это – быть туземцем».
А вот Адриана Редберд (Adriana Redbird), выпускница «уставной» государственной школы в столичном Оклахома-Сити, где разрешено ношение племенной атрибутики, обязательно наденет на предстоящий выпускной праздник расшитую вампумом и украшенную пером шляпу с благословения отца и администрации. «Для меня очень важно отдать дань уважения своему народу, взять небольшую часть нашей культуры и принести ее с собой в день окончания школы», – говорит Адриана.
Губернатор Ститт в своем пояснении к вето на законопроект о ношении племенной атрибутики, указывает, что разрешения студентам на ношение племенной символики должны выдавать власти округов по своему усмотрению. Однако он предупреждает, что избыточная вольница в этом вопросе «может привести к тому, что другие группы потребуют особых льгот на ношение всего, что им заблагорассудится» на выпускных торжествах.
Официальный инициатор законопроекта, республиканец Трей Колдуэлл (Trey Caldwell), избран от округ на юго-западе Оклахомы, в который входят «земли предков» племен кайова, апачей и команчей. «Я считаю эту инициативу очень правильной, – говорит законодатель. – Нам необходимо учитывать, что очень многие традиции и символы коренных американцев знаменуют права вхождения в общину, инициации, становления, взросления».
Несколько племенных народов уже призвали законодателей к преодолению губернаторского вето. Главный вождь племени чероки Чак Хоскин-младший (Chuck Hoskin Jr.) заявляет, что законопроект помогает воспитанию чувства национальной гордости в студентах из числа коренных американцев. А главный вождь племени маскоги Дэвид Хилл (David Hill) говорит, что «студенты племени почитают культуру и наследие своих предков и тем самым утверждают и подчеркивают свою самобытность». «Очень важно уже то, что законопроект смог заручиться столь широкой поддержкой в законодательном собрании штата и дойти до губернатора, – считает Янчик. – Это уже большая победа, и хотелось бы, чтобы подобные инициативы не встречали в дальнейшем такое серьезное и неоправданное противодействие. А пока студентам из числа коренных американцев то и дело приходится бороться за свои права, становиться активистами, чтобы защитить свое право на самовыражение и праздновать с уважением к племенной традиции».
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии