В США прошла научная конференция по религиоведению
Название конференции содержит аллюзию на сцену гостеприимства Авраама, описанной в Книге Бытия, в главе 18. Это доброта в отношении трёх таинственных странников затем проявляется у Авраама и в отношении жителей Содома и Гоморры. Как отмечается в пресс-релизе научного форума, это библейское повествование выставляет в несколько неприглядном виде три религиозные традиции, так или иначе возводящие себя к фигуре Авраама – иудаизм, христианство и ислам, – в которых на протяжении веков преобладал мотив враждебности к чужакам, будь это инаковерующие, еретики, инакомыслящие или представители другого народа. Отсюда основной целью конференции, по замыслу организаторов, было обсудить значение и смысл того изначальные импульсы гостеприимства и приятия, олицетворяемого Авраамом, которые нередко иссякал в прошлом и подчас отсутствует сегодня у немалого количества последователей трёх вышеуказанных религий.
Основными проблемами, предложенными для докладов и дискуссионных столов, стали такие вопросы: методы герменевтикы священных текстов авраамических религий, содержащих тему гостеприимства и терпимости к чужакам – инаковерующим и инакомыслящим; тема расизма и рассовых предрассудков и их критика в Библии и Коране; трансформация понимания значения/роли женщины в авраамических религиях; педагогика и академическая наука перед проблемой принятия других как других, и т д.
В научном форуме приняли участие несколько десятков маститых ученых и молодых исследователей из различных научных центров, университетов и колледжей США.
С основными докладами выступили известные богословы и религиоведы: профессор библейской литературы и истории Тамара К. Эскенази (Объединённый еврейский колледж) с сообщением на тему «Потому что мы были странниками: странники и переселенцы в Еврейской Библии»; профессор теологии Дж. Камерон Картер (Высшая теологическая школа, Университет Дьюка) с докладом «За пределами владений Авраама: чёрная феминистическая теопоэтика»; профессор религиоведения Мухаммад Хассан Халиль (Мичиганский университет) – с докладом «Ислам и судьба немусульман».
Работа форума проходила в нескольких тематических секциях: «После Авраама: религиозные подходы к разным типам странников и мигрантов», «Практика странничества: странники среди нас», «Слова теряют силу: вызовы инклюзивной и плюралистической герменевтики», «Табу, испытания и беды: угроза для религиозных общин со стороны странника», и др.
На этих секциях были представлены, в частности, следующие сообщения:
– Вот здесь есть комната: христианство и странники;
– Странники и переселенцы в Книге Исайи, Книге Эзры, Второзаконии и в Танахе в целом: об истории идей, библейском богословии и современной мысли;
– Женщина у колодца: прочтение Кьеркегора;
– Метафизика странноприимства в философии Габриэля Марселя;
– Левинас и Хайдеггер: различные феноменологии странничества;
– Мы сражаемся за самих себя: деколонизация школы 21-ого века;
– По направлению к герменевтике сострадания;
– Слова становятся чуждыми: Эдмон Жабес и поэтическая интерпретация образа Плена;
– Таклид, джихад и хиджра: за пределами некритической имитации и восприятия;
– Идеологические столкновения между представителями авраамических религий: герменевтический анализ 5-ой суры Корана «Трапеза», и т. д.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии