В США прошла международная конференция по философии религии
В Клермонтском университете обсуждали феномен и концепцию надежды в человеческой жизни
НЬЮ-ЙОРК. В Клермонтском университете (Калифорния) прошла конференция, посвященная богословскому и религиоведческому осмыслению феномена и концепции надежды в человеческой жизни, сообщается на сайте вуза.
Христианство — религия, в которой надежда занимает одно из центральных мест. В других религиозных традициях надежде не предается такого значения; более того, ее необходимость кое-где просто отвергается. В различных религиозных и философских системах надежда рассматривается как наиболее глубокая человеческая реакция несогласия с царящим в мире злом и страданием или как эскапистское мироотрицающее стремление уйти от существующей действительности.
Полстолетия назад надежда стала центральным предметом исследования философов и богословов. «Принцип надежды» (1938-1947) Э. Блоха, «Теология надежды» (1964/1967) Ю. Мольтмана, «Вера. Надежда. Любовь» (1986/1997) Й. Пипера – вот только некоторые из вех на пути осмысления концепта надежды в прошедшем столетии.
В последние годы такой интерес к феномену надежды изрядно ослаб, и дискуссии по этой теме перешли в область позитивной психологии, психотерапии, культурной антропологии, политологии и экономики. Поэтому цель научного форума, собравшего богословов, философов и религиоведов из университетов и богословских семинарий США, Германии, Великобритании, Израиля, Дании, – осмысление уже существующих решений и обсуждение перспективы дальнейшей богословско-философской разработки данной проблематики.
Ключевым докладом, зачитанным от лица автора на пленарном заседании, стало приветствие к участникам Ю. Мольтмана на тему «Интеллектуальные способы трансцендирования: о философии и богословии надежды».
Основными на конференции стали следующие проблемы и вопросы:
— Методы богословского и философского осмысления надежды и их отличие от методов других гуманитарных наук;
— Чем отличается надежды от веры, догматической приверженности, чувства доверия, желаний, состояний ожидания и убежденности, оптимизма и утопизма?
— Вызывает ли отсутствие надежды состояния тревоги, страха, отчаяния, или здесь нет прямой связи?
— Каковы границы надежды в пространственно-временном и экзистенциальном измерении?
— Препятствует ли надежда религиозных людей на загробную жизнь адекватному пониманию жизненных задач и успешного их решения?
На конференции прозвучало большое количество докладов, в частности: «Надежда и божественность бытия», «Экономика надежды», «Книга Иова как модель надежды», «Исцеление через надежду: рана, память и ментальное воображение» «О надежде и комедии в богословском дискурсе» и др.
Источник: Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии