В США христианские храмы закрыты на карантин, а духовенство обсуждает вопрос о допустимости виртуального причастия
НЬЮ-ЙОРК. В США христианские храмы закрыты на карантин, а духовенство обсуждает вопрос о допустимости виртуального причастия, и при этом столкновения противоположных мнений случаются даже в лоне одной церкви, сообщает christianheadlines.
В то время как христианские церкви отменяют традиционные собрания, службы, обряды и таинства во избежание заражения коронавирусом, многие спешат освоить «виртуальное» причастие. Одни свершают таинство причастия в прямом эфире, другие рекомендуют прихожанам приносить свой хлеб и вино на видеоконференции. По меньшей мере один из служителей Объединенной Церкви Христа ввел в обычай причащение через интернет, утверждая, что «нашим людям нужна нормальность». Однако в условиях, когда прихожане изолируются в своих домах на недели, а может быть и месяцы, священноначалие христианских церквей все серьезней обсуждает вопрос о допустимости причащения в киберпространстве.
Многие считают его недопустимым. К примеру, в Католической церкви, где непосредственное причащение Святыми Дарами давно является главным таинством, прихожане ныне вынуждены смотреть прямые трансляции богослужений, свершаемых священником, и ждут возможности вернуться в храм, чтобы причаститься должным образом. Тем временем католическое архиепископство Нью-Йорка призывает верующих истово читать молитву как акт «духовного причащения». Это причащение духовенство определяет как «непоколебимое желание принять Иисуса Христа через Святые Дары, и с любовью воссоединиться с ним в то время, и при тех обстоятельствах, когда можно будет принять таинство Святого Причастия должным образом».
Евангелическо-лютеранская церковь Америки выпустила еще 20 марта наставление отцов церкви, возбраняющее причастие через Интернет и побуждающее прихожан рассматривать воздержание от причастия как своего рода благочестивый «пост» на время пандемии. «Мы не благословляем призывы к виртуальному Причащению, – говорится в наставлении. – Мы рекомендуем дьяконам, пасторам и епископам использовать это нелегкое время для богословских занятий, совершенствования лютеранского понимания Слова Божьего, для богослужений и для утренних, вечерних, ночных и покаянных молитв».
Некоторые христианские конфессии изменили церковную обрядность и правила из-за последствий глобальной пандемии. Лидеры пресвитерианской церкви США (PCUSA) на первых порах (в начале марта) возбраняли своим пасторам причащать прихожан в онлайне и осуждали те общины (список прилагался), которые поспешили принять подобный обряд. Однако уже 27 марта совет Генеральной ассамблеи PCUSA пересмотрел свое мнение и выпустил новое церковное наставление, оправдывающее виртуальное причащение «в чрезвычайных ситуациях» вроде нынешней глобальной пандемии. «В чрезвычайных обстоятельствах могут быть ситуации, в которых нужды пастырского служения требуют от церкви конкретных действий, пусть и вступающих в противоречие с обычной церковной традицией, – говорится в наставлении. – Во время чрезвычайной ситуации или пандемии, когда церковь не может собраться или власти запрещают собрания по соображениям охраны общественного здоровья, собрание конгрегации имеет право допускать изменение обрядов, в том числе причащение через Интернет».
Некоторые деятели церкви не спешат с крайними суждениями. Так, пресс-служба Епископальной Церкви сообщает, что лидеры ее деноминаций в настоящее время заняты «теологическими размышлениями» о допустимости причащения через Интернет, и, возможно, выступят заключением по этому вопросу в ближайшие дни. Тем временем Объединенная методистская церковь (United Methodist Church, UMC) воспользовалась наработками прошлой церковной дискуссии и сделало из них новые выводы. В 2014 году лидеры UMC сформировали группу богословов специально для решения вопроса о допустимости онлайн-причащений. Группа подготовила наставление для пасторов, в котором указала канонические и обрядовые недостатки подобной процедуры и настоятельно рекомендовала духовенству сохранять приверженность традиционному обряду свершения таинства причащения через непосредственный контакт.
Но с появлением COVID-19 и с введением властями правил «социального дистанцирования», мнения в методистской церкви по этому вопросу изменились. Так, епископ Кеннет Картер (Kenneth Carter) из Конференции UMC в штате Флорида (некогда возглавлявший ту самую богословскую группу), теперь разрешил духовенству в своем епископате причащать прихожан через Интернет. «Мы дали это разрешение с учетом чрезвычайной ситуации для исполнения наших пастырских и миссионерских обязанностей», подчеркнул Картер в интервью изданию Religion News, сославшись на епископат штата Огайо, который также благословил онлайн-причащение как «символический способ позволить телу Христову освятить Вечерю Господню». Картер считает, что такая форма обряда поможет клиру поддерживать и духовно окормлять мирян в общинах в это тяжкое время массовой изоляции, а также даст возможность приобщать Святым Дарам больных и пребывающих в строгом карантине. Епископы штата Огайо подчеркивают в свою очередь, что введение обряда онлайн-причащения в разгар глобальной пандемии «нельзя рассматривать как лицензию на продолжение этой практики после возвращения общественной и церковной жизни в нормальное русло».
В самой процедуре онлайн-причащения при этом отмечается некоторая двусмысленность в трактовке допустимости того или иного действия. К примеру, некоторые священники просто преломляют хлеб и пригубливают вино, транслируя эту процедуру прихожанам, пребывающим в бездействии и созерации, а другие рекомендуют прихожанам повторять их действия со своим хлебом и вином. Однако епископ Картер считает эти вопросы второстепенными, а главное для него – удовлетворение духовных потребностей братьев и сестер во Христе. «Я не хочу уподобляться бездушной регулирующей бюрократической машине, – подчеркнул духовный наставник. – Мы столкнулись с тяжким кризисом, и главное для нас удержать духовную связь».
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии