В советские годы будущий патриарх Кирилл организовал неформальную богословскую школу для мирян
Вечером в храме Ленинградской духовной академии совершался акафист перед почитаемой иконой Божией Матери "Одигитрия", и епископ Кирилл стал читать тематический курс богословия в рамках проповеди после этой традиционной службы. Студенты и творческая интеллигенция стекались со всего города и даже из пригородов, чтобы послушать владыку.
"Заметьте, это было время господства государственного атеизма, запретов миссии Церкви среди молодежи, на приходах немногие дерзали свободно проповедовать", - заметил архиепископ Ионафан.
По его словам, многие из студентов светских вузов, послушав проповедь будущего патриарха, поступали в духовные школы и сами становились преподавателями в их стенах.
"Благодаря владыке Кириллу была спасена и передана профессорско-преподавательская эстафета новому поколению богословов Русской православной церкви и православных педагогов", - убежден собеседник агентства.
Архиепископ также уверен, что именно благодаря владыке Кириллу в Русской церкви появились православные женщины-педагоги, которых стали готовить на регентском отделении при Ленинградских духовных школах, организованном по инициативе епископа Кирилла. Позже этот опыт переняли и другие епархии Русской церкви.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=35674
Полный текст интервью с архиепископом Ионафаном
27 мая Русская православная церковь отмечает день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а ее предстоятель празднует свои именины. О молодых годах патриарха Кирилла и начале его церковного служения корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной рассказал один из первых студентов будущего патриарха архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан.
- Вы были одним из первых студентов патриарха Кирилла и вместе с ним помогали в служении митрополиту Никодиму. Каким Вам запомнился патриарх Кирилл в молодые годы?
- Порог духовной семинарии "северной столицы" в качестве студента я переступил в 1970 году. Тогда же мне было поручено исполнять послушание книгодержца в иподиаконском штате по благословению блаженнопочившего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Святейший патриарх Кирилл в те годы, еще будучи иеромонахом и молодым преподавателем, поражал нас, воспитанников семинарии, живым и образным изложением сложнейших богословских вопросов. Мы чувствовали, что перед нами преподаватель, который живет верой воинствующей, первенствующей Церкви: его речь изобиловала цитатами из Священного Писания, святых отцов и учителей Церкви, которых он знал превосходно. Мы погружались в самую стихию исторических теологических коллизий и постепенно познавали свет православной истины. Студенты были очень раздосадованы и даже огорчены, когда митрополит Никодим направил отца Кирилла за границу представлять Русскую церковь на международных христианских форумах. Но и это, как выяснилось сейчас, было в путях благого промысла Божия о нашей Матери - Русской Церкви.
- Какие воспоминания сохранились у Вас об отце Кирилле?
- Когда будущий Святейший патриарх возвратился из-за границы и возглавил в качестве ректора Ленинградские духовные школы, то пульс жизни академии и семинарии изменился. Новый ректор придал храмовым богослужениям миссионерское звучание. Каждую литургию будущий первосвятитель неукоснительно проповедовал в храме, стены которого уже не могли вместить желающих услышать его вдохновенное слово. Мы все помним вдохновенные проповеди владыки Кирилла в академическом храме в период Великого поста и Страстной седмицы. Как внятно и по-особому выразительно читал владыка Кирилл тропари великого покаянного канона Андрея Критского! Этот стиль чтения покаянного канона можно смело именовать Кирилловым напевом. А как глубоко западали в душу нравственные поучения на покаянную молитву Ефрема Сирина! А служение Святой Евхаристии с внятным чтением евхаристических молитв просто потрясало. В храме тогда стояла одна семья, одна душа, одни уста. Заметьте, это было время господства государственного атеизма, запретов миссии Церкви среди молодежи, на приходах немногие дерзали свободно проповедовать. Но, даже став епископом, владыка ректор нисколько не сбавил миссионерского темпа. Дополнительно к проповеди на литургии он практически стал читать тематический курс богословия в рамках чтения традиционного вечернего акафиста перед чтимым Царскосельским образом Божией Матери "Одигитрия", который и поныне находится в академическом храме. Из Питера и даже из его пригородов в храм стали стекаться студенты светских вузов и творческая интеллигенция. Фактически владыка Кирилл, обойдя все запреты властей, сумел организовать при духовных школах неформальную богословскую школу для мирян.
Он сеял Слово Божие в души студентов вузов, и потом они поступали в духовные школы Питера и сами становились преподавателями в их стенах. Таким образом, благодаря владыке Кириллу была спасена и передана профессорско-преподавательская эстафета новому поколению богословов Русской церкви и православных педагогов. Я уж не говорю о том, что благодаря владыке Кириллу при полном одобрении митрополита Никодима у нас появилась целая плеяда православных женщин-педагогов, которых стали готовить на регентском отделении при Ленинградских духовных школах, организованном по инициативе владыки Кирилла. Этот опыт распространился потом и на другие епархии, и это благое деяние тоже связано с именем нашего нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла.
- Расскажите, пожалуйста, об атмосфере, царившей в среде учеников митрополита Никодима?
- Учеников и последователей у митрополита Никодима огромное число. Среди них - выдающиеся иерархи и простые миряне Русской церкви. Все те, кто учились в то время, с большой теплотой и любовью вспоминают почившего святителя. И, независимо от возраста, места служения, все мы ощущаем свою причастность к великой личности митрополита Никодима, мы все испытали на себе его благотворное влияние. По примеру жизни и наставлений митрополита для его учеников главное, на первом месте - это деятельное служение Церкви и евхаристическая жизнь в Церкви. Вся жизнь должна быть подчинена этим нехитрым правилам, ведущим к спасению. Учеников и последователей даже иногда именуют "никодимовцами". Я с духовным смирением принимаю это "имя", понимая, что далек от совершенного подражания авве Никодиму в деятельной любви к Богу, Церкви и ближнему вплоть до самоотвержения. Думаю, что наиболее близок евангельскому образу любви к Церкви, до самоотвержения Христа ради, Святейший патриарх Кирилл. Достаточно взглянуть только на его заполненный до предела человеческих сил служебный график, и все сомнения на этот счет исчезнут.
- Какой главный урок Вы усвоили из общения с митрополитом Никодимом?
- Образ митрополита сильно врезался в мою память. Позднее, общаясь с другими иерархами, я осознал, что в митрополите Никодиме Господь даровал мне счастье видеть живой пример беззаветного служения Церкви Христовой и Святой Руси. Этот урок для меня продолжается и поныне: в трудные, порой драматические моменты моей жизни, Он был и остается моим учителем.
- Какие человеческие качества Вы больше всего цените в патриархе Кирилле?
- Как в человеке - доброту и сердечность. Как в церковном администраторе - принципиальность. Хотя соединить эти качества в реальной жизни очень непросто.
-Что бы Вы пожелали Святейшему патриарху сейчас, накануне его именин?
- Непоколебимой уверенности в том, что Церковь, избравшая его по воле Божией на пост предстоятеля, в нем нуждается.
http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=268 |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии