В Рождественский сочельник митрополит Иларион возглавил богослужение в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы вступили в празднование Рождества Христова. Сегодня мы слышали слова апостола Павла из послания к евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр. 1. 1); «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1. 3).
Эти слова апостола Павла говорят нам о Боговоплощении, о том, что Господь многократно и многообразно через Своих пророков возвещал израильскому народу Свою волю. Но Богу было благоугодно, чтобы Его воля была возвещена и Его образ был явлен через Того, Кто есть сияние славы и образ ипостаси Его – через Единородного Сына Божия, Который пришел на землю, воплотился, стал человеком, прожил человеческую жизнь, пострадал и умер за грехи людей, и воскрес для того, чтобы открыть нам путь к воскресению – от смерти к жизни.
Господь пришел не в славе, а в смирении. Он родился не в царском чертоге, а в убогом вертепе, и положен был не в царственную колыбель, а в ясли для скота. Но особые знамения возвестили людям о том, что родился Спаситель. Пастухи увидели ангелов, услышали, как они воспевают небесную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14). Пастухам было возвещено, что родился Спаситель мира, и они пришли в Вифлеем и поклонились Богомладенцу Христу, родившемуся спасти весь человеческий род. А потом и волхвы, которым тоже особым образом было возвещено о том, что родился в Вифлееме Спаситель, пришли и поклонились Господу Иисусу Христу, и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
В тишине, безмолвии и безвестности рождается Господь Иисус Христос. Вокруг Него нет толп людей, поклоняющихся Ему. Есть только несколько человек – какие-то непонятные и загадочные люди из далекой страны – которым Бог открыл, что Он – Спаситель мира. Мы даже не знаем, чем они занимались и почему именно их избрал Господь. И пастухи, которые пасли стада и не помышляли о том, что когда-нибудь о них будет рассказано в Евангелиях, и что две тысячи лет спустя их будут вспоминать верующие христиане.
Господь предвозвещал пришествие Своего Сына через пророков. Мы видим это на протяжении всего Ветхого Завета. В книге Бытия мы читаем о том, как Господь сказал Адаму и Еве, что от них произойдет Потомок, Который сокрушит главу змия. Это – таинственное указание на Мессию, Который придет, чтобы одержать победу над дьяволом. Он станет Новым Адамом, исполнит то, что не смог исполнить Адам, и исцелит всякую рану и всякую болезнь всецелого Адама, то есть всякого человека.
Мы слышим в той же книге Бытия, как престарелый Иаков, благословляя своих сыновей, особое благословение дает Иуде. Он говорит: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» (Быт. 49.10-12). Это, опять же, пророчество о Спасителе, Который придет для того, чтобы жизнь Свою отдать и кровь Свою пролить за спасение мира.
Мы читаем в книгах пророков о том, что придет Избавитель. Мы читаем у пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7.14). Все эти пророчества, ожидания и чаяния израильского народа сбываются, когда рождается в мир Господь Спаситель.
Да, Его ждали совсем не таким. Ждали, что придет могущественный царь из царского рода, воцарится над Израилем, восстановит попранную несправедливость, изгонит оккупантов с израильской земли, и благодаря ему израильский народ будет царствовать над всеми народами. Именно поэтому, когда Иисус вышел на проповедь, не многие распознали Его как Мессию, а народ израильский отверг – они ждали другого.
Но Господу было угодно прийти, чтобы спасти не только народ израильский, но и весь мир, изменить историю всего человечества. Чтобы и сейчас, две тысячи лет спустя, люди поклонялись Ему. И столько, сколько будет стоять земля, будет в разных народах продолжаться поклонение родившемуся Господу Спасителю, Который пришел, чтобы открыть всем людям путь ко спасению и даровать жизнь вечную каждому человеку. И каждый из нас в собственной жизни, в своем духовном опыте приобщается к этому спасению, дарованному Господом Иисусом Христом.
Вот почему праздник Рождества Христова имеет для всех нас особое значение. Вот почему в праздник Рождества Христова мы прославляем Того, о Ком многочастно и многообразно говорили пророки, и Который в последние дни (и две тысячи лет спустя они все еще продолжаются) пришел явить нам лик Божий.
Мы молимся Господу Иисусу Христу, родившемуся в Вифлееме, чтобы Он всегда пребывал среди нас, сохранял нас от всякого зла, вел нас ко спасению и к жизни вечной. Аминь.
Всех вас поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова!
6 января 2022 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии