В римских Помпеях гладиатор-еврей сражался в шлеме, украшенный символом Иудеи

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В римских Помпеях гладиатор-еврей сражался в шлеме, украшенный символом Иудеи
Гладиатор, вероятно, был взят в рабство римлянами после подавления Первого еврейского восстания

НЕАПОЛЬ. На шлеме, найденном среди руин знаменитого римского города, уничтоженного извержением вулкана через несколько лет после разрушения Иерусалима, изображена пальма — символ Иудеи, сообщила израильская газета Jerusalem Post.

В октябре 79 г. до н. э. катастрофическое извержение Везувия поглотило оживленный римский город Помпеи, навсегда определив его судьбу. В то время десятки гладиаторов жили и тренировались в гладиаторских казармах — впечатляющем четырехстороннем сооружении с 74 дорическими колоннами в самом центре города.

Согласно научной статье, опубликованной в прошлом месяце, по крайней мере один из них был евреем.

Гладиатор, вероятно, был взят в рабство римлянами, захватившими Иудею несколькими годами ранее, и добился такого успеха, что носил персонализированный шлем, украшенный символом земли, откуда он был родом: пальмой.

Около двадцати лет назад Самуэле Рокка, старший преподаватель истории искусств и архитектуры в Университете Ариэля и преподаватель Университета Хайфы, заметил шлем в Национальном археологическом музее Неаполя. Очарованный пальмой с семью ветвями, заметной на артефакте, он начал исследовать эту тему.

«К 79 г. до н. э., когда Помпеи были разрушены, связь между пальмой и Иудеей была известна по всей Римской империи благодаря серии монет, отчеканенных династией Флавиев при императорах Веспасиане и Тите, известных как «Judaea Capta»», — сказал Рокка.

Монеты были отчеканены в честь подавления Первого еврейского восстания (66-70 гг. н. э.) и разрушения Иерусалима.

Во время восстания еврейские повстанцы чеканили собственные монеты, которые в то время считались важным выражением суверенитета и дерзким вызовом римским властям. На многих из этих монет изображена пальма, один из семи видов деревьев земли Израиля, описанных в Библии.

Возможно, по этой причине после окончания войны римляне решили создать новую монетную серию. На многих ее монетах изображена связанная или с завязанными глазами молодая женщина, символизирующая Иудею, под пальмой.

«Иудейские капты [монеты] чеканились в количестве, которое удивительно для римских монет в целом и для тех, которые чеканили в честь побед над другими народами в частности, как будто победа над Иудеей была самой важной из всех», — отметил в своей статье в 2001 году Яаков Мешорер, известный израильский эксперт по монетам. «Ни одна другая победа не была отмечена таким большим количеством монет».

Рокка впервые написал о еврейском гладиаторе в Помпеях в академической статье около 15 лет назад. Недавно он вернулся к этой теме, представив дополнительные доказательства еврейской идентичности шлема в статье, опубликованной в ведущем журнале Images: A Journal of Jewish Art and Visual Culture by Brill.

«Пальма также использовалась в качестве символа финикийцами и карфагенянами, но их иконография пальмы датируется 400 и 200 годами соответственно до периода шлема», — сказал Рокка. «В некоторых случаях пальмовые ветви также использовались как символ победы, но в этом случае мы говорим о полноценном дереве с семью ветвями. Связь с землей Иудеи очевидна».

Шлем — не единственное доказательство присутствия евреев в Помпеях. Фреска, изображающая эпизод суда Соломона, и некоторые граффити также свидетельствуют о небольшой группе евреев в несчастном городе.

«Одно из этих граффити, подписанное человеком по имени Иегошуа, высмеивает гладиатора, побежденного другим гладиатором», — отметил Рокка. — «Первый гладиатор был ретиарием, гладиатором, вооруженным сетью и коротким кинжалом; второй был фракийским гладиатором. Фракийские гладиаторы носили шлемы, похожие на тот, что изображал пальму, и носили короткий меч, сику. Важно помнить, что одна из антиримских еврейских сект, действовавших в конце периода Второго храма, называлась сикарии».

В своих трудах известный иудейско-римский историк Иосиф Флавий, описавший Иудейское восстание, рассказал, как некоторым из десятков тысяч евреев, привезенных в Рим из Иудеи в качестве рабов, было приказано стать гладиаторами.

«Вполне вероятно, что один из них оказался в Помпеях», — сказал Рокка.

«В начале своей карьеры гладиаторы обычно не носили персонализированные шлемы», — сказал Рокка. — «Поскольку им удавалось побеждать и выживать, сражаясь в бою, они становились знаменитыми, а их оружие становилось более персонализированным».

Таким образом, владелец шлема, вероятно, был опытным гладиатором, возможно, даже знаменитостью, которая могла разместить на шлеме символ своей личности.

«Извержение произошло в 79 г. до н. э., через девять лет после разрушения Иерусалима», — отметил Рокка. — «Если гладиатору удалось выжить так долго, неудивительно, что он носил украшенный шлем».

Когда в те трагические дни вулкан начал извергаться, многие пытались бежать из Помпей. Другие остались. В течение короткого времени большинство умерло, задохнувшись от пепла, сгорело и оказалось в ловушке. Около 18 тел были извлечены археологами из бараков гладиаторов.

Судьба гладиатора из Иудеи остается неизвестной, но его шлем дает представление о возможной истории его рабства и выживания.

https://sedmitza.ru/text/10457916.html