В Пушкинском музее представили результаты исследования полотен Клода Моне

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Результаты исследования полотен Клода Моне представили в Пушкинском музее
Анализ помог лучше понять творческий метод художника, а также уточнить некоторые важные детали истории создания произведений.

Результаты исследования двух полотен Клода Моне из серии "Руанский собор" представили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Анализ помог лучше понять творческий метод художника, а также уточнить некоторые важные детали истории создания произведений. Репортаж Алии Шарифуллиной.

Так близко к слоям красок Моне ещё ни разу не подходили. Серия "Руанский собор" ("В полдень" и "Вечером") в собрании Пушкинского музея хранится 75 лет. За это время их, конечно, не раз изучали вдоль и поперек, но настолько детально с помощью новейших технологий – ещё не приходилось. Какими материалами пользовался художник, каким краскам отдавал предпочтение и даже сколько времени тратил на создание работы? Здесь не только ответили на все вопросы, но и разрушили один из главных мифов о живописной технике Моне "алла прима", позволяющая выполнить картину за один сеанс.

"Картины Моне – это многослойная структура. Одни слои просыхали, потом он накладывал новые, до 19 слоев. Конечно, это не живопись "алла прима". Он постоянно ее прописывал, постоянно к ней возвращался. Раньше так говорили про Леонардо да Винчи, что он наносил бесконечно, не заканчивал, но вот импрессионисты выглядят совершенно по-другому, видно что они совсем не такие простые", – отметил заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ ГМИИ им. Пушкина Юлий Питеря.

Для творчества импрессионистов было характерно изображать один и тот же мотив, но в разное время года и суток. Клод Моне создал около 20-40 картин и набросков Руанского собора. Искусствоведы до сих пор не могут назвать точное количество, так как художник переписывал полотна, порой уничтожал их. Работать над серией он начал в 1892 году, закончил через два года. Сам Моне настаивал на том, чтобы все полотна были проданы вместе, чтобы выстраивалась драматургия. Но произведения оказались в разных крупнейших коллекциях мира: в Музее Орсе, Нью-Йоркском "Метрополитен", Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В Пушкинском музее два полотна, которые приобрел Щукин.

"Руанский собор вечером" – там всего пять слоев. А "Руанский собор днем" совсем другой, он очень сложный. Если посмотреть срез красочных слоев, то видно, как там меняются желтый, зеленый, розовый, фиолетовый слои. В одном из писем Моне страшно жаловался, что его собор преследует, что его мучали кошмары и собор представал то розовым, то зеленым, то фиолетовым", – рассказала заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. Пушкина Анна Познанская.

"Полдень" на 600 г тяжелее "Вечера". Моне красок не жалел – на тонком холсте свыше 3 кг красочного слоя. Специалисты взяли их пробы, чтобы с помощью поляризационного микроскопа провели анализ структуры. Установили, что художник очень любил использовать белила, краски на маковом масле. Моне выдавливал их прямо из тюбиков. Рентгенография показала, что художник не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы. Много времени он уделял световым и тональным эффектам. Все эти детали помогут понять не только Моне, но и то, как лучше уберечь полотна. Результаты исследований в Пушкинском музее представят на специальной выставке в будущем году.

https://smotrim.ru/article/3718257