В ПСТГУ состоялось заседание секции Рождественских чтений «Воспитание культуры милосердия: путь длиною в жизнь»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
28 января 2016 г.
26 января 2016 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках XXIV Рождественских чтений прошла работа секции «Воспитание культуры милосердия: путь длиною в жизнь».



Зачем современному обществу культура милосердия, почему многим людям сложно проявлять милосердие к другим, как связаны христианские истоки Европейского Союза и отношение современной Европы к беженцам — эти и другие вопросы обсуждались на секции.

«Милосердие — это боль, так как оно заставляет чувствовать сердце другого человека», — отметила заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ Татьяна Зальцман. И эта сторона милосердия, по ее мнению, может являться одной из главных причин, по которой возникают сложности при популяризации идеи милосердного служения.

Практическим опытом воспитания культуры милосердия поделилась Юлиана Никитина, исполнительный директор Центра социальной адаптации святителя Василия Великого — церковного центра, который реабилитирует подростков, вступивших в конфликт с законом. Директор центра рассказала про опыт участия подростков в организации и проведении праздничных поздравлений, театральных постановок для сирот и детей-инвалидов. «Люди, привыкшие ощущать себя опасными, вредными, отверженными обществом, получают возможность почувствовать себя хорошими и нужными — для них это очень важно», — подчеркнула Юлиана Никитина.

Что мешает современному человеку быть милосердным? Своим видением этой проблемы поделилась сотрудник Института коррекционной педагогики Ирина Саломатина. Среди причин, по ее мнению, — поверхностное восприятие жизни, нежелание углубляться в окружающие проблемы и брать ответственность за них. Часто люди не хотят ассоциировать себя с переживанием боли, которую они встречают при общении с нуждающимся, людьми, которые от них чем-то отличаются. Ирина Саломатина посоветовала «с раннего детства создавать ситуации общения и совместной деятельности разных детей: по цвету кожи, по состоянию здоровья, способам общения. Чем раньше ребенок научится жить в мире, где могут быть разные люди, тем легче его душа будет идти на контакт, будет более милосердной». 

Проблему культуры милосердия в современной Европе проанализировал в своем выступлении Алессандро Салаконе, представитель католической Общины святого Эгидия в Москве. Обратившись к истории, он подчеркнул, что «в центре политических идей основателей Европейского Союза стоял человек как образ и подобие Божие», а идея милосердия была одним из основных механизмов послевоенного возрождения. Большинство современных проблем Европы, по мнению выступавшего, связаны в первую очередь с обесцениванием этих христианских основ общественной жизни.

В то же время представитель общины Святого Эгидия отметил, что в последнее время, в связи с тяжелыми для жителей Старого Света событиями, вновь наблюдается обращение к христианским идеалам: растет популярность волонтерской деятельности, католические общины активно помогают беженцам. «Европа, частично потерявшая душу, может снова обрести ее в христианском милосердии», — полагает Алессандро Салаконе.

http://www.patriarchia.ru/