В Петергофе отреставрировали западный фасад собора Петра и Павла
Очередной этап реставрации собора Петра и Павла досрочно завершили в Петергофе. С западного фасада сняты строительные леса. Восстановление памятника истории и культуры федерального значения поэтапно проводится с 2013 года. О том, что уже сделано и что еще предстоит, – Екатерина Грициенко.
Сейчас уже легко представить, каким был главный храм Петергофа сразу после возведения. Собор Петра и Павла построен в 1905 году. Это место возле Ольгина пруда определил лично Александр III. Он же выбрал зодчих для участия в конкурсе. В итоге борьба шла среди двух архитекторов. Леонтий Бенуа предложил проекты в старомосковском и барочном, а Николай Султанов в модном тогда неорусском стиле. При этом мастер создал проект на одном дыхании. Султанов долгое время ездил по всей стране, изучал и реставрировал старинные церкви. "Помимо этого он разработал теорию, имел научные труды и преподавал это всё студентам в Институте гражданских инженеров", – рассказал ведущий инженер дирекции заказчика КГИОП Санкт-Петербурга Виктор Вашкевич.
Султанов был назначен строителем храма. При этом император просил ни на шаг не отступать от проекта. Так же строго историческому замыслу следовали и реставраторы. Работы проводили сверху вниз. Начали на 70-метровой высоте. Отсюда можно в деталях разглядеть яркие приметы того самого неорусского стиля. Вот кокошники – килевидные элементы. Они действительно похожи на головной убор. Или колокольня, выполненная в виде шатра. Восстановить ее металлические шашечки оказалось непростой задачей. Но реставраторы смогли выложить их в идеальной симметрии – с каждой стороны. "Помимо самой крыши была отреставрирована красивая декоративная решетка – кованная решетка с крестом, которая при подходе к храму с основного главного западного входа предстает перед нами во всей красе", – добавил Виктор Вашкевич.
Именно колокольня больше всех пострадала во время Великой Отечественной. Здесь в период оккупации Петергофа засели немецкие корректировщики. Ответным огнем объект был разрушен. И всё же исторический – светлый и терракотовый кирпич – частично уцелел. Реставраторы восполнили все утраты. Кирпич воссоздали по прежним технологиям, при этом разницы с оригиналом не найти. Здесь вообще голоса разных эпох слились в одном созвучии.
Уже в наше время здесь был установлен электронный звонарь. То есть колокола запускают с пульта. Интересно, что во время реставрации систему не отключали, и работы проходили под громкий перезвон. Наследие советского времени – эти фрески в окнах апсид. Они в той части храма, которая еще ждет реставрации. Изображения 12 святых покровителей царской семьи были здесь первоначально, но, вероятно, в виде витражей. А эта живопись – на оргалите, прессованной бумаге, вовсе не предназначенной для наружного оформления. Фрески бережно снимут и передадут церкви на хранение. "Они нарисованы в 89-м году. Конечно, исторической и художественной ценности в них нет", – сообщил Виктор Вашкевич.
Скоро неотреставрированную часть храма оденут в леса. Осталось восстановить только 30 процентов фасада.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии