В Петербурге открылась выставка богослужебных предметов эпохи модерна
Фото: Андрей Петров / mitropolia.spb.ru
Санкт-Петербург, 15 июля. Выставка «Русские мастера. Художественные традиции и идеалы» открылась в Государственном музее истории религии. На ней представлены богослужебные предметы из его коллекции, многие выполнены из серебра и золота, декорированы драгоценными камнями. Значительная часть экспонатов – памятники серебряного дела в России XIX – начала XX веков, изготовленные фабриками и мастерскими, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Выставка стала продолжением знакомства с неорусским стилем, представленным в 2021 году экспозицией о храмовом зодчестве, а в 2023-м – экспозицией о Викторе Васнецове и его последователях. Экспонируются около ста предметов – облачения, кадила, лампады, напрестольные Евангелия, кресты, иконы «в драгоценных окладах. Среди наиболее ценных раритетов – икона Богоматери Иверской начала XX века в серебряном окладе, киот «Державная Богоматерь», выполненный по рисунку Сергея Вашкова в 1917 году, Царские врата в стиле модерн с серебряной чеканкой, пасхальный напрестольный крест.
Замдиректора музея Екатерина Терюкова подчеркнула, что церковное искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков было вовлечено в общий художественный процесс.
«Каждая мастерская находилась под влиянием стиля модерн, это была мировая тенденция, – отметила автор экспозиции, главный хранитель музея Елена Денисова. – Русский модерн зиждется на древнерусских образцах. Ювелирные фабрики имели художественные цеха, осознавали себя не ремесленниками, а творцами церковного искусства».
Во второй половине XIX века начинается возрождение интереса к русской культуре и истории. Художники, архитекторы, мастера декоративно-прикладного искусства использовали элементы древнерусской архитектуры, иконописи и народного искусства, привносили и свой взгляд. Неорусский стиль тесно связан со стилем модерн, который стал ведущим направлением во многих ювелирных мастерских Санкт-Петербурга и Москвы, среди них – фабрики Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Оловянишниковых, Игнатия Сазикова.
Представлены предметы, созданные по рисункам главного художника фирмы Оловянишниковых Сергея Вашкова, работы которого сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Им посвящен целый зал, и не случайно: он работал на этой фабрике в 1901-1911 годах и был очень популярен. В коллекции музея есть каталог с изображениями более 300 предметов и 41 образца церковной парчи, созданных по эскизам Сергея Вашкова. Ее можно «полистать» с помощью электронной презентации.
Стилевые приемы модерна использовали и иконописцы Мстеры: Алексей Вашуров, братья Сеньковы, Иосиф Чириков создавали иконы в том числе по мотивам произведений Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Завершают экспозицию произведения нынешних мастеров: швейные и вышитые изделия мастерской «Покров», Константино-Еленинского монастыря, богослужебные предметы, изготовленные на фабрике «Софрино», произведения современных иконописцев Мстеры.
Выставка продлится до 25 января 2025 года.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии