В Перу найдены мумии-маски культуры Вари и резные тотемы, датируемые 800-1000 годами нашей эры

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Перу найдены мумии-маски культуры Вари и резные тотемы, датируемые 800-1000 годами нашей эры
Недавние раскопки в Пачакамаке выявили 73 неповрежденных захоронения

ЛИМА. Недавние раскопки в Пачакамаке в Перу выявили значительную находку в виде семидесяти трех неповрежденных захоронений в погребальных связках, известных как «фардос», сообщает издание Аncient-origins.

Погребения принадлежат представителям обоих полов, некоторые из них украшены деревянными и керамическими масками с замысловатой резьбой, специально расположенными на «ложных головах».

Находки датируются последней частью Среднего горизонта, между 800-1100 годами нашей эры, что соответствует периоду расширения правления «Империи Вари».

Эта археологическая находка была обнаружена группой исследователей Папского католического университета Перу под руководством профессора Кшиштофа Маковски на археологическом участке Пачакамак, расположенном к югу от Лимы, столицы Перу, говорится в пресс-релизе.

Помимо захоронений, археологи наткнулись на два деревянных посоха возле кладбища в остатках близлежащего поселения. Эти посохи были найдены в месторождении раковин «колючей устрицы» (Spondylus Princeps), предположительно привезенных из современного Эквадора, расположенного к северу от «Империи Вари».

Иконография резных изображений на этих посохах потенциально предполагает, что жители Пачакамака установили некоторую форму контакта с людьми из «Королевства Тиуанако».

«Королевство Тиуанако», расположенное к югу от Империи Вари, охватывало территории современных регионов Перу, Боливии и Чили и являлось местом пересечения древних торговых путей и культурного обмена.

Деревянные посохи изображают сановников, носящих головные уборы, напоминающие по стилю те, которые носили в королевстве Тиуанако, что является ощутимым свидетельством влияния и обмена между народами Пачакамака и жителями «Королевства Тиуанако». По данным блога Archeowiesci, общие элементы дизайна головных уборов и стилистическое сходство делают эти находки уникальными в историческом и культурном отношении.

Появление культур, возникших в связи с завоеванием центрального Перуанского побережья около 800 г. н.э., совпало с оставлением храмов и центров силы Лимской культуры, датируемых 300–800 гг. н.э. Эти люди использовали керамику, связанную с традициями Аякучо. Интересно, что эта керамика также демонстрирует влияние северного побережья Перу, создавая сложную и многогранную картину культурной динамики в этот период преобразований.

Это место в период «Империи Вари» демонстрирует особый план и характер, отклоняющийся от предполагаемой непрерывной священной функции. Только после интеграции в «Империю Инков» Пачакамак превратился в монументальное учреждение, взяв на себя роль места оракула, где жрецы «консультировались» с деревянным идолом. Это место стало одним из трех самых значительных храмов центральных Анд.

Примечательно, что в период «Империи Вари» Пачакамаку не хватало монументальных черт, наблюдавшихся позже. Несмотря на более чем столетние исследования, не появилось никаких доказательств, подтверждающих гипотезу о том, что на этом месте производились керамика, текстиль или другие артефакты с замысловатой иконографией «императорских» божеств, которые можно увидеть в Уари, столице «Империи Вари», Кончопате (Аякучо) или Тиауанако, столице «Королевства Тиуанако».

Пачакамак, известный как храм и оракул периода инков, посвященный божеству Пача Камаку (Пачакамак на языке кечуа), что означает «тот, кто дает жизнь земле», включает в себя обширный комплекс кладбищ различных исторических периодов.

Первым его обнаружил Макс Уле, новатор научной археологии в Андах, который нашел этот комплекс в конце 19 века. Он приписал храм божеству Пача Камаку, хотя его подробные выводы не были широко опубликованы, и были доступны только общие описания плана участка, архитектуры, раскопок и стратиграфии.

Кладбище подвергалось систематическим разрушениям как до, так и после расследований Уле, в первую очередь из-за колониальных усилий по искоренению языческих верований (extirpación de idolatrias) и последующей деятельности грабителей могил. В результате лишь часть раскопанных могил хорошо сохранилась, что делает эти находки еще более значимыми.

Профессор Маковски и его команда, в которую входили Синтия Варгас, Доменико Вильявисенсио и Ана Фернандес, стратегически направили свои исследовательские усилия на область, где некогда рухнула мощная стена, относящаяся как к эпохе инков, так и к колониальному периоду, сообщает Live Science.

Причиной этого выбора было ожидание того, что груды сырцовых кирпичей, образовавшиеся в результате обрушения, послужили сдерживающим фактором, который помешал грабителям могил получить свободный доступ к местам захоронений, и это предположение оказалось верным.

Очевидно, что с течением времени произошла динамическая эволюция значения и масштаба Пачакамака: в период «Империи Вари» он, по-видимому, был относительно скромным поселением. Однако ситуация значительно изменилась во времена «Империи Инков», особенно в 15 веке, когда Пачакамак переживал значительный рост.

При инках Пачакамак превратился в крупный центр религиозного поклонения. Расширение этого объекта и возросшее религиозное значение в эпоху инков предполагают значительный сдвиг в его культурном и стратегическом значении.

Цивилизация Вари известна своими самобытными культурными обычаями и достижениями, в том числе знаменитыми хорошо сохранившимися мумиями. Они также были известны своим искусным мастерством: народ Вари производил красиво оформленную керамику и текстиль.

Культурный ландшафт Вари включал различные ритуалы, в том числе – человеческие жертвоприношения и использование галлюциногенов во время религиозных церемоний – общая тема в доколумбовых культурах коренных народов, отражающая связь между измененными состояниями сознания и системами верований.

Нынешнее место, наряду с другим важным объектом той же эпохи, Кастильо-де-Уармей на побережье, также изучалось польскими учеными, в том числе профессором Милошем Гиршем и доктором философии Патрицией Прзондкой-Гирш, которые являются коллегами и бывшими студентами профессора Маковского.

Проведение параллелей между этими двумя местами обеспечит более полное понимание этого периода времени и цивилизации Вари.

Вопреки более ранним предположениям Уле, обнаруженное в ходе раскопок профессора Маковского кладбище не соответствует атрибутам элитного некрополя. Вместо этого он имеет сходство с местом Анкон, известным как могильник рыбаков на побережье между долинами Чанкай и Шильон. Это сходство распространяется как на период «Империи Вари», так и на последующие эпохи.

https://sedmitza.ru/text/10334657.html