В Перу найден 700-летний курган с останками 76 детей с разрезанными грудными клетками, принесенных в жертву

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Перу найден 700-летний курган с останками 76 детей с разрезанными грудными клетками, принесенных в жертву
Ритуальное жертвоприношение связано с Чиму, цивилизацией, которая процветала с XII по XV век

ЛИМА. В Перу найден 700-летний курган с останками 76 принесенных в жертву детей и двух взрослых, у всех были вскрыты грудные клетки, сообщило издание Live Science.

Могильный курган является последним из многочисленных мест жертвоприношений, найденных в Пампа-ла-Крус, недалеко от прибрежного города Трухильо на северо-западе Перу.

Ранее, в 2022 году, на том же месте были найдены другие 76 жертв.

Все эти места связаны с Чиму, крупной цивилизацией, которая процветала в регионе с XII по XV век. Чиму существовали раньше инков и известны своими произведениями искусства и текстилем.

Дети были похоронены голыми, одежда находилась рядом с ними. Их грудные клетки были разрезаны от ключицы до грудины, а ребра были вскрыты для того, чтобы получить доступ к сердцу.

Внутри кургана, размеры которого составляют 60 на 20 метров, исследователи также обнаружили серебряные и медные квадраты, которые, возможно, были пришиты к детской одежде, а также ушные украшения и раковины моллюска Spondylus.

Раковины Spondylus были «ценнее золота для этих людей», — сказал Габриэль Прието, доцент кафедры антропологии в Университете Флориды, который руководит раскопками в Пампа-ла-Крус. Их можно было найти только севернее — в то время на территории Ламбаеке, цивилизации искусных металлистов.

Наличие ракушек было лишь первым намеком на связь этого кургана с Ламбаеке. Основываясь на анализе других 76 жертв, найденных в 2022 году на том же месте, исследователи определили, что у всех жертв были черепные модификации, при которых податливый череп младенца удлинялся с помощью досок или головных повязок.

Эту практику применяли Чиму, но в менее экстремальной степени модификации, рассказал Прието. Более высокая интенсивность черепных модификаций предполагает, что жертвы могли быть по происхождению Ламбаеке.

Сочетание черепной модификации и раковин побудило исследователей глубже изучить происхождение жертв.

Команда ученых исследовала изотопы или вариации элементов в останках людей. Изотопы, находившиеся в воде и рационе этих детей, оказались в их останках, что дало подсказки о том, где росли жертвы жертвоприношений. Основываясь на новом изотопном анализе, было установлено, что некоторые из жертв прибыли из большого региона, который охватывал территорию Ламбаеке.

Дети и их семьи могли быть завоеваны чиму и доставлены на место в Пампа-ла-Крус для строительства ирригационных систем, предположил Прието.

Чиму расширяли свое сельское хозяйство в районах, где естественным образом не могли получать хорошие урожаи, и им нужны были сложные ирригационные системы для выращивания продуктов питания в районе Пампа-ла-Крус, по словам Прието. После того, как эти ирригационные каналы были завершены, детей, вероятно, принесли в жертву, чтобы «укрепить землю».

«Захоронение детей в этом кургане, возможно, было подношением для подзарядки полей», — сказал Прието. — «В андской космологии умершие люди становятся предками, а предки узаконивают права на землю, оправдывают и поддерживают системы, которые позволяют земле давать урожай».

По словам Прието, тот факт, что эти дети, скорее всего, не были потомками чиму, мог бы придать дополнительную ценность землям.

Это первые раскопки на этом месте, в ходе которых были обнаружены свидетельства жертвоприношений неместных жителей.

«Однако это были не только местные города, которые приносили в жертву своих детей», — сказал Джон Верано, биолог-антрополог из Тулейнского университета и член группы раскопок, в интервью Live Science. — «Похоже, что это контролировалось центральным правительством Чиму».

Исследователи будут доказывать свою гипотезу, расширяя свои раскопки в Чан-Чане, столице цивилизации Чиму. Исследования в Пампа-ла-Крус также продолжатся.

«Это открывает много-много окон для изучения Чиму, которые выходят за рамки простой идеи их ритуального жертвоприношения», — сказал Прието.

https://sedmitza.ru/text/10464704.html