В парижском Лувре открывается выставка «Новый взгляд на Чимабуэ: У истоков итальянской живописи»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Выставка «Новый взгляд на Чимабуэ: У истоков итальянской живописи» открывается в парижском Лувре
Впервые Лувр посвящает выставку одному из важнейших итальянских художников XIII века

ПАРИЖ. Выставка «Новый взгляд на Чимабуэ: У истоков итальянской живописи» открывается в парижском Лувре в Крыле Денон 22 января 2025 года и будет работать до 12 мая, сообщает официальный сайт музея.

Впервые Лувр посвящает выставку Чимабуэ, одному из важнейших итальянских художников XIII века.

Выставка является результатом двух «Чимабуэ-центричных» событий, имеющих большое значение для музея: реставрации «Маэсты» и приобретения ранее неизвестной панели Чимабуэ, вновь обнаруженной во Франции в 2019 году и внесенной в список французских национальных сокровищ: «Христос осмеянный».

Эти две картины, реставрация которых была завершена в 2024 году, стали отправной точкой для новой выставки, которая, объединив около сорока работ, стремится пролить свет на необычайное богатство и неоспоримую новаторскую сущность искусства Чимабуэ.

«Чимабуэ был одним из первых, кто открыл западную живопись натурализму, стремясь представить мир, предметы и тела такими, какими они действительно существовали. С ним условности изображения, унаследованные от восточного искусства, столь высоко ценившиеся до этого периода, уступили место изобретательному искусству живописи, стремящемуся вызвать трехмерное пространство, тела в объеме, сформированные тонкими штрихами, сочлененные конечности, естественные позы и человеческие эмоции», — утверждают устроители выставки.

После вводного раздела, посвященного контексту живописи в Тоскане — и, в частности, в Пизе — в середине XIII века, значительная часть экспозиции посвящена «Маэсте» из Лувра.

Новшества, появившиеся в этой картине, заставили некоторых историков искусства считать ее «основополагающим актом западной живописи».

Реставрация сделала видимыми не только разнообразие и тонкость ее цветов, но и многие детали, которые были замаскированы позднейшими записями, показывая очарование, которое Восток, как византийский, так и исламский, вызывал у Чимабуэ и его покровителей.

Затем рассматривается ключевой вопрос взаимоотношений Чимабуэ и Дуччо.

Экспозиция продолжается разделом, построенным вокруг восьми-панельного диптиха Чимабуэ, из которого Лувр впервые собрал единственные три панели, известные на сегодня.

Повествовательная жизнь и свобода, проявленные Чимабуэ в этой работе мерцающих цветов, делают ее важным и доселе непредвиденным прецедентом для «Маэсты» Дуччо, шедевра сиенской живописи XIV века.

Выставка завершается презентацией великой работы Джотто «Святой Франциск, получающий стигматы», предназначенной для того же архитектурного размещения, что и «Маэста» из Лувра: трамеццо, или алтарная перегородка (разделитель нефа от хора) церкви Сан-Франческо в Пизе, расписанная несколькими годами позже талантливым молодым учеником Чимабуэ.

На заре XIV века Дуччо и Джотто — оба находившиеся под глубоким влиянием искусства великого Чимабуэ, умершего в 1302 году — воплощали новые возможности искусства живописи.

https://sedmitza.ru/text/10484737.html