В ОЦАД состоялся круглый стол по вопросам развития духовного образования при Святейшем Патриархе Кирилле
17 мая 2024 года Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при содействии Учебного комитета Русской Православной Церкви провела круглый стол «Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле (к 15-летию Первосвятительской интронизации)».
Во вступительном слове председатель Учебного комитета, ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов представил обзор основных вех развития духовного образования за последние 15 лет с момента интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Протоиерей Максим Козлов очертил круг основополагающих аспектов теологического образования, предложив общее видение актуального состояния духовного образования и его перспектив. Особое внимание было уделено сформировавшейся за 15 лет атмосфере академической свободы и ответственности, которая в настоящее время присутствует в системе духовного образования: «Ощущение внутреннего пространства свободы семинаристов стало совершенно иным, изменились формы общения между студентами и педагогами». Духовное образование органично реагирует на эту специфику актуального мироощущения будущих пастырей, предлагая уместный и своевременный порядок свободной коммуникации и высказывания. Это стало возможно благодаря тому вектору бытия духовного образования, который придал ему Святейший Патриарх Кирилл.
Председатель Учебного комитета подчеркнул усилия Святейшего Владыки по установлению единого образовательного поля Русской Православной Церкви, которое в 2009 году находилось в зачаточном состоянии. В реалиях значительного увеличения числа разноплановых духовных образовательных учреждений в последние годы XX столетия возникло острое ощущения необходимости их систематизации и упорядочивания их деятельности.
Как особо значимое в этом направлении протоиерей Максим Козлов отметил благословение Святейшего Патриарха Кирилла на проведение единого инспектирования духовных учебных заведений в 2012 году Учебным комитетом, результатом которого стало понимание необходимости существенных реформ образовательного процесса. Также в этот период получила поддержку идея рейтинга высших духовных учебных заведений, который впоследствии стал существенным критерием оценки не только жизнедеятельности учебных заведений, но и эффективности трудов архиереев соответствующих епархий.
Важная веха — создание единого учебного плана, в формировании которого участвовали лучшие преподавательские кадры Церкви и который был утвержден в 2013 году Высшим Церковным Советом и Священным Синодом. Единый учебный план гарантирует сохранение образовательного единообразия бакалавриата в контексте всей системы высшего духовного образования с учетом уникальных условий существования духовных школ различных епархий, находящихся в различных контекстах межрелигиозного и культурного соседства. Протоиерей Максим Козлов напомнил также о важном решении Священного Синода об основании магистратур в духовных учебных заведениях и введении при этом строго ценза для открытия новых магистерских программ в духовных школах, что позволило сосредоточить административные, преподавательские и иные усилия в тех сферах теологического знания, которые требуют особенно активного внимания.
Еще одним достижением за последние полтора десятилетия стало издание комплекта учебников для бакалавриата по теологии, ставшего методической основой для преподавания различных церковных дисциплин как в духовных, так и в светских образовательных организациях. Также были отмечены усилия Святейшего Патриарха по утверждению и становлению теологии как дисциплины в рамках светского академического пространства Российской Федерации. Был создан объединенный диссертационный совет по теологии (на базе ОЦАД, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), ставший кузницей научно-педагогических кадров по теологии.
Именно при Святейшем Патриархе Кирилле развилась система проведения регулярных научных конференций в высших духовных учебных заведениях, а научная составляющая стала важной стороной церковной жизни. Научные периодические журналы сейчас действуют на базе каждого высшего духовного учебного заведения. Часть из них уже включена в перечень рецензируемых научных изданий ВАК, большинство включено в базу данных РИНЦ. Важной задачей при этом остается усиление контроля за качеством и актуальностью публикуемых материалов.
В заключение протоиерей Максим Козлов указал на некоторые первоочередные задачи по дальнейшему развитию системы духовного образования, среди которых: необходимость проведения дальнейшей работы по признанию ученых степеней и дипломов выпускников духовных школ в системе государственной аттестации, а также укрепление связей между духовными и светскими высшими учебными заведениями в контексте развития теологической отрасли гуманитарной науки. Он подчеркнул: «используя положительный опыт прошлого, очень важно продолжать развитие уже имеющихся благих начинаний и продуктивно реализовывать существующие проекты».
С докладом на круглом столе также выступил заместитель председателя Учебного комитета, первый проректор ОЦАД протоиерей Валентин Васечко, который представил подробный статистический обзор развития духовного образования и деятельности Учебного комитета в годы служения Святейшего Патриарха Кирилла. Протоиерей Валентин Васечко отметил особую ответственность, которая сопутствует трудам Предстоятеля Русской Православной Церкви по развитию системы духовного образования — «долг начальствующего над пастырями — учить учителей и пастырей Церкви». Отдельное внимание было уделено положению иностранных студентов, формах и площадках их обучения, роли дистанционного образования, открытию и деятельности диссертационных советов, системе переподготовки, значению духовного образования для подготовки военных капелланов, равноправному диалогу со светской наукой. Указав на то, что проделанная работа не отменяет необходимости дальнейших усилий по развитию системы духовного образования, протоиерей Валентин Васечко закончил свое выступление словами Святейшего Патриарха о том, что мы, наша воля, наше образование, наше целеполагание — это парус, который приводится в движение ветром благодати Божией.
Доклад иеромонаха Павла (Черкасова), проректора по учебной работе ОЦАД, был посвящен векторам развития ОЦАД и позволил соотнести результаты ее деятельности с обозначенной Святейшим Патриархом Кириллом целью создания этого «духовного образовательного учреждения нового типа» — повышением образовательного уровня и уровня специальной подготовки научных, управленческих и церковно-дипломатических кадров. Иеромонах Павел (Черкасов) рассмотрел становление ОЦАД в качестве ведущего духовного образовательного учреждения в первые годы ее существования, отметил специфику учебного процесса, содержания образования, внутренней структуры ОЦАД, форм взаимодействия с московскими вузами, а также анализа эволюции и развития образовательных программ ОЦАД. В настоящее время ОЦАД стремится сохранить лучшее из прежнего опыта и обогатить полученные результаты и наработки новыми проектами.
После докладов состоялась открытая дискуссия среди участников круглого стола. В.В. Страхов, к. и. н., доцент, проректор по развитию Московского педагогического гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии, выразил мнение о необходимости проведения дальнейшей работы по согласованию требований светских вузов к формированию учебных планов и программ учебных дисциплин и требований духовных школ.
Протоиерей Алексий Марченко, д. и. н., доктор церковной истории, профессор, начальник отдела докторантуры ОЦАД, отметил факт эффективной работы единственной существующей в системе духовных учебных заведений Русской Православной Церкви докторантуры, функционирующей в ОЦАД.
М.О. Орлов, д. филос. н., профессор, декан Саратовского государственного университета, выступил с кратким сообщением «Опыт эффективного взаимодействия Саратовского университета с духовными школами и Саратовской митрополией», а также отметил важность поддержания взаимодействия региональных учебных заведений с ОЦАД.
Е.В. Мочалов, д. филос. н., профессор, заведующий кафедрой философии и теологии Мордовского государственного университета, сделал сообщение о присутствии теологического компонента в региональном вузе на примере Мордовского государственного университета (г. Саранск).
Р.М. Рупова, д. филос. н., доцент кафедры библеистики Московского духовной академии, доцент кафедры теологии Российского государственного социального университета, выступила с сообщением «Религиоведческие и теологические подходы в теологическом образовании: диалог или конфронтация?».
Диакон Арсений Григорян, начальник отдела аспирантуры ОЦАД, обозначил итоги развития процесса подготовки кадров высшей квалификации в Русской Православной Церкви при Святейшем Патриархе Кирилле.
Иерей Георгий Балановский, начальник отдела дополнительного образования ОЦАД, осветил основные этапы развития дополнительного образования в ОЦАД.
В ходе дискуссии также были затронуты вопросы обучения иностранцев, поддержания связи между зарубежными и отечественными образовательными учреждениями Русской Православной Церкви, трудоустройства выпускников высших духовных учебных заведений и обладателей ученых степеней по богословию и теологии.
Участниками круглого стола были представители духовных академий и семинарий, университетов России, общественных организаций. Модерацию мероприятия осуществлял проректор по научной работе ОЦАД Е.А. Пилипенко. Круглый стол стал значимым событием научной жизни ОЦАД.
Пресс-служба ОЦАД/Патриархия.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии