В новой публикации сообщаются сенсационные подробности о древних фракийских алтарях для жертвоприношений и возлияний вином

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В новой публикации сообщаются сенсационные подробности о древних фракийских алтарях для жертвоприношений и возлияний вином
Ученые считают, что там был великий храм Диониса с оракулом, предсказавшим будущее Александру Македонскому и первому римскому императору Августу

КЫРДЖАЛИ. В Болгарии обнаружили древние фракийские алтари для жертвоприношений и возлияний вином – ученые считают, что там был великий храм Диониса с оракулом, предсказавшим будущее Александру Македонскому и первому римскому императору Августу, пишет arkeonews.

Открытие было сделано в Перпериконе (также Гиперперакионе) – древнем фракийском городе в восточных Родопах, в 15 км северо-восточнее города Кырджали в Болгарии, который раскинулся на 470-метровом скалистом холме. Город представляет собой огромное мегалитическое святилище, которое в древности служило святилищем Диониса. Он известен как крупнейшее мегалитическое поселение на Балканах с 8-тысячелетней историей. Здесь в разное время были поселения различных цивилизаций – фракийцев, римлян, византийцев и властителей средневековой Болгарской империи. Считается, что в Перпериконе находится могила Орфея, а первые сооружения в нем возникли в эпоху неолита. В средние века он был важным городским центром Византийской империи, первого и второго Болгарского царств, а также христианским архиепископством.

В ходе раскопок ученые обнаружили два больших алтаря, один из которых использовался для возлияний вином, а другой для жертвоприношений животных. О находке поведал в интервью BTA профессор Николай Овчаров, который уже почти 25 лет руководит археологическими исследованиями в Перпериконе, уточнив, что оба алтаря найдены в у границы зоны «сакра» в южной части археологического объекта. По его мнению, эти алтари полностью доказывают тот факт, что в комплексе располагался великий храм Диониса.

Жрицы знаменитого фракийского оракула Диониса, как нам известно из свидетельств древних историков, предсказали славное будущее Александру Македонскому и первому римскому императору Августу. Однако ни в одном из древних источников нет точного описания местонахождения святилища – известно лишь, что оно находилось «на самой высокой горе Фракии, на землях народа сатри». До сих пор историки считали, что провидец жил в основном в Родопах и Стара Планина, где соперничал с Дельфийским оракулом Аполлона в народной славе и точности пророчеств.

В Перпериконе археологи обнаружили многочисленные скальные алтари и святилища, которые, возможно, использовались для религиозных обрядов в честь Диониса. На этих алтарях, высеченных прямо в скале, часто находят каменные чаши, которые, видимо, использовались для возлияний богам. Дионис занимал центральное место в орфических мистериях –религиозных празднествах и обрядах, зародившихся во Фракии. Некоторые ученые также предполагают, что с орфическим Дионисом отождествлялся фракийский бог Загрей, сын Зевса и Персефоны, который был расчленен титанами и возродился. В вероучении того времени от связывался с мистическими культами и циклом жизни и смерти. Еще одним божеством был Сабазий, небесный отец и всадник, которому поклонялись во Фракии, а впоследствии, возможно, представления о нем влились в более поздние интерпретации образа Диониса.

«Самые ранние жертвоприношения здесь совершались 3000-3200 лет назад, в конце бронзового века и начале железного века, – поясняет профессор Николай Овчаров. – Поскольку найденный алтарь относится к римской эпохе, мы используем данные той эпохи и проводим на их основе сравнительную реконструкцию. Весьма вероятно, что алтарь служил для обрядов в честь подземных богов, при которых следовало облачаться во все черное и приносить в жертву животных с черной шерстью. В жертву обычно приносились мелкие животные, чаще всего козы и овцы, при этом соблюдались некоторые обязательные условия – в частности, чтобы животные были здоровы, и чтобы они добровольно шли к алтарю, и их не приходилось тащить силой».

Профессор считает, что алтарь служил с конца бронзового века и был заброшен в средние века. Он явно связан с храмами III-IV веков, которые уже исследованы в южном квартале города. Среди них выделяются храм восточного бога Митры, храм предков и неизвестный храм. Профессор Овчаров подчеркивает, что два больших жертвенных алтаря – это лишь многообещающее начало нового этапа раскопок, и есть все основания надеяться на новые находки и открытия. Нынешний сезон раскопок в Перпериконе продлится до начала ноября.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10449066.html