В Нидерландах прошла международная научная конференция по истории Реформатства
ГРОНИНГЕН. В Гронингенском университете прошла двухдневная научная конференция под названием «Теология Дортского Синода (1618-1619 гг.): конфессиональная консолидация, конфликтные контексты и текущие последствия», сообщается на интернет-странице научного мероприятия.
Международный форум организован Кафедрой реформатской теологии Гронингенского университета совместно с Теологическим университетом в Апелдорне и Семинарией Возрожденной Реформатской церкви.
Форум приурочен к 400-летнему юбилею съезда реформатских церковных лидеров и теологов из Нидерландов и ещё ряда европейских стран в г. Дордрехте для обсуждения вопросов, связанных с усилением и распространением арминианства. Это собрание получило название Дордрехтского, или Дортского, Синода (Дорт – английский вариант названия города Дордрехта, закрепившийся и за локализацией синода в научной литературе).
6 мая 1619 года, когда проходило одно из последних заседаний Дортского Синода, были окончательно сформулированы и опубликованы каноны, в которых заключалось определение относительно спорных вопросов, волновавших тогдашнюю Реформатскую церковь. «Интернациональный состав участников Синода подчеркивал важность его решений с точки зрения реформатской теологии. Многовековая значимость и влияние дортской теологии постоянно стимулирует всё новые и новые академические исследования с целью переосмысления решений Синода», говорится в пресс-релизе нынешней конференции.
Постановления Синода венчаются такого рода декларацией: «Эта доктрина [непреодолимости призывающей Божьей благодати] – это то, чего не постигает плотской человек, ненавидит сатана, высмеивает мир, то, что оскорбляет невежд и лицемеров и поражает еретиков. Невеста Христова, тем не менее, всегда была с особой ревностью привержена этому учению и защищала его» (Каноны Дортского Синода 5.15).
Это жесткое и довольно экспрессивное утверждение, по мнению организаторов форума, поднимает вопросы относительно доктрин, зафиксированных в синодальных канонах. Оно также открывает путь для критической оценки тех или иных теологических утверждений Реформатства при учёте более широкого исторического и богословского контекстов.
Целью инициаторов и участников конференции было рассмотреть проблематику постановлений Дортского Синода в трёх разных, но связанных между собой аспектах, которые заявлены в названии научного форума. Вот некоторые основные темы, которые анализировали и обсуждали собравшиеся в Гронингене учёные:
– Насколько справедливо квалифицировать противников решений Дортского Синода как «лицемеров и еретиков»?
– Какие с этим могут быть связаны возможные и действительные недоразумения в теологических дебатах и как они связаны с теологией Дорта?
– Как формулировалось и кодифицировалось содержание реформатской веры на Синоде?
– Как тезис о непреодолимости призывающей Божьей благодати, заявленный в заключительных пунктах постановления Синода коррелирует с идеей о предопределении ко спасению?
– Какова практическая значимость теологии Дортского Синода?
– Как реформаторские и лютеранские представления связаны друг с другом?
– Как дебаты участников Дортского Синода можно понять в более широком контексте раннего периода Нового времени, и как ее теология и лежащие в ее основе философские предпосылки связаны с позднесредневековой теологией и гуманизмом Ренессанса? и др.
С основными докладами выступили теологи и историки христианской мысли из Голландии, Германии, США. На пленарном заседании проф. догматической теологии Вред Гориса (Тилбургская школа католической теологии, Нидерланды) сделал сообщением на тему «Полное отпадение или возврат в естественное состояние? Римско-католические взгляды на последствия грехопадения». Известный специалист по церковной истории и евангелическому движении в Британии проф. Михаэль Хайкин (Южно-баптистская теологическая семинария, США) представил доклад «“Abunde sufficiens ad totius mundi peccata expianda” (лат. – «этого достаточно, чтобы искупить грехи всего мира»): реформированные баптисты и рецепция Дорта». Д-р Долф де Велде, крупный специалист по кальвинизму из Теологического университета Кампена (Нидерланды) выступил с сообщением «Оправдание верой? Возражение Франциска Гомара Якобу Арминию по важнейшему вероучительному вопросу».
Особый интерес и продолжительные дискуссии среди участников конференции вызвали следующие два выступления: доклад на тему «Многовековая значимость и ограниченность постановлений Синода в Дорте» проф. систематической теологии Арнольда Хейгена (Теологический университет в Апелдорне, Нидерланды) и доклад проф. церковной истории Фолькера Леппина (Университет им. Эберхарда Карлса, Германия) под названием «Нелюбимая доктрина: предопределение, Дортский Синод и лютеране».
Значительная часть докладов касалась рецепции постановлений и интуиций Дортского Синода в последующие столетия, а также исторических проблем, касающихся с изучением долгой и почти непрерывной теологической борьбы за понимание и применение принципов Дорта в новых культурных и исторических условиях.
Дортский синод или Дордрехтский синод – синод Реформатских церквей Европы, созванный по инициативе светских и церковных властей Нидерландов в связи с распространением арминианского движения и прошедший в 1618—1619 годах в г. Дордрехт.
В работе синода принимали участие английские, немецкие и швейцарские теологи. Абсолютное большинство делегатов были настроены против арминиан, учение которых, в конце концов, и было осуждено. Синод подтвердил Гейдельбергский катехизис, отверг выдвинутые Якобом Арминием (1560-1609) и его сторонниками критические замечания к реформатскому церковному учению. Эти замечания, или уточнения, состояли в том, что спасение верующих зависит не только от предизбранности человека ко спасению, но сознательного и решительного принятия данного ему от Бога посредничества Иисуса Христа и покаяния. Из этого делался вывод, что человек способен своей свободной волей обратиться к спасению.
Дортский Синод отверг «уточняющие тезисы» Арминия и арминиан и сформулировал краткое изложение богословия кальвинизма («Каноны Дортского Синода») в форме пяти тезисов: 1. Человек всецело и радикально грешен и не может ни обратиться к Богу, ни обрести спасения по собственной воле. 2. Бог избирает человека не за какие-то заслуги, а по Своей суверенной воле, и избирает тех, кого захочет Сам. 3. Христос умер за конкретных избранных людей, а не за все человечество (так называемое учение о «ограниченном искуплении»). 4. Если Бог призывает, то человек неизбежно станет верующим. Божья благодать сильнее любых человеческих стараний («Непреодолимая благодать»). 5. Один раз призванные и искренне раскаявшиеся верующие не могут более отпасть от Господа, так как Он становится их жизнью (это вероучительное положение называют «стойкость святых»).
Постановления Дортского Синода легли в основание не только пиетизма и методизма, но даже либеральная протестантская теология XIX-XXвв. оставалась под сильным влиянием дортских вероучительных положений. Сегодня богословие Дорта до сих пор используется в догматических формулировках реформатского протестантизма.
- Источник: Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии