В музее "Собрание" открылась выставка "Красота в глазах смотрящего"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Выставка "Красота в глазах смотрящего" открылась в музее "Собрание"
Экспозиция посвящена франко-российскому художественному диалогу.

"Красота в глазах смотрящего" – фраза Оскара Уайльда стала названием выставки в музее "Собрание". Эссе, откуда взяты эти слова, было опубликовано в 1889-м. Это период "прекрасной эпохи", когда Париж стал центром притяжения всех художников в том числе русских. Яна Музыка была на выставке.

"Ля бель эпок" – прекрасная эпоха. Вторая половина XIX века, когда столица Франции стала первым мегаполисом в современном понимании. Искусство превратилось в индустрию, и художники всего мира стремились приехать в Париж. Выставка в музее "Собрание" – "Красота в глазах смотрящего" – посвящена франко-российскому художественному диалогу. "Искусство, которое расцвело в Париже в "бель эпок", принято называть собирательным термином "модернизм". Он начинается с импрессионизма, затем получает развитие в творчестве Ван Гога, Гогена, Сезанна, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов. На таком ослепительно ярком фоне работы академистов оказываются незаслуженно забытыми и словно находятся в затмении, заслоненными солнцем этого нового авангарда", – рассказал искусствовед Илья Малахов.

Так что в XXI веке академическое наследие рубежа 19-го – 20-го столетий сравнивают с Атлантидой или Троей, которая только ожидает своего открытия. Ученые подсчитали, что современный житель мегаполиса видит примерно три тысячи изображений в день. А полтора-два столетия назад обычный горожанин встречал всего несколько изображений в месяц. Так что картина или скульптура, представленные на выставке, могли произвести фурор и настоящее потрясение. Как, например, эта работа "Давид-победитель". Антонин Мерсье использует классический сюжет. При этом портретные черты и анатомический тип главного героя вдохновлены парижанами той эпохи. Этот Давид – уточненный, чувственный.

Поскольку все художественные дороги вели в Париж, как уверяют искусствоведы, всех русских и французских художников того времени можно соединить через одно рукопожатие. Например, в 1898 году на парижской выставке были представлены работы Вилланиса и первой российской женщины-скульптора Марии Диллон. "Практически во всех европейских языках есть два термина для обозначения человека без одежды. Например, в английском это naked и nude. Naked можно условно перевести как "голый". Это человек, который лишился одежды и поэтому испытывает стыд и дискомфорт. А nude – это некое первозданное состояние человека, обнаженный. То, что испытывали, например, Адам и Ева в раю. И Мария Диллон специализировалась именно на таких образах", – пояснил Илья Малахов.

Скульптурные шедевры на фоне открыток того времени, которые были первым массовым искусством. Ведь подписка на журнал и покупка каталога были доступны совсем немногим. "На открытках очень часто в то время печатаются произведения классического искусства. Это скульптура, графические работы, живопись. То есть произведения искусства популяризируются, как мы сейчас говорим, они пошли в народ, стали доступны массовому зрителю", – сообщила арт-директор музея "Собрание" Светлана Чураева.

А еще вторая половина XIX века – это огромный интерес европейцев к русскому искусству, к национальному русскому стилю. То, что в XXI веке еще предстоит подробно изучить и осознать.

https://smotrim.ru/article/4061475