В музее "Новый Иерусалим" открылась выставка "Культурный полюс. Таруса"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Выставка "Культурный полюс. Таруса" открылась в музее "Новый Иерусалим"
Тарусская школа соединяет лучшие черты русской академической традиции и мирового авангарда.

В музее "Новый Иерусалим" открылась выставка – "Культурный полюс. Таруса". В экспозиции – произведения мастеров, чье творчество неразрывно связано с этим городом. Среди них работы ПоленоваБорисова-Мусатова, Штейнберга. Почему Таруса стала местом силы для художников, расскажет Дженнет Арльт.

Гостей выставки встречают "Окна Тарусы". Заглянув в них, можно в сжатом формате увидеть искусство, которое раскроется дальше сразу в нескольких музейных пространствах. "На этом проекте собрались совершенно разные художники – по художественному стилю, образу мышления и так далее. Это живопись, графика, скульптура, панно, но всех объединяет Таруса, которая с конца XIX века притягивала художников, искавших вдохновение и новые художественные образы", – рассказала генеральный директор историко-художественного музея "Новый Иерусалим" Анна Антипенко.

Творческая среда Тарусы началась с двух домов на берегах Оки – усадьбы Василия Поленова "Борок" (будущее "Поленово") и дачи создателя Музея изящных искусств на Волхонке Ивана Цветаева. Это эскиз знаменитой работы Поленова "Ранний снег", которая хранится в Третьяковке, напротив – акварель Василия Шитикова с изображением Цветаевского дома, где прошло детство Марины Цветаевой.

"Одна из задач – ввести в международный искусствоведческий оборот такое понятие, как тарусская школа искусства. Всем известна знаменитая парижская школа начала ХХ века, когда на Монпарнасе творили Модильяни, Пикассо, Леже – целая плеяда художников, которые создали, каждый из них, уникальный художественный почерк. Но похожие явления гораздо более длительное время существуют в России", – сообщила искусствовед, куратор выставки Анна Вихрова.

В 20-х годах прошлого века Таруса стала местом поселения для репрессированной творческой интеллигенции страны. Здесь же позже прошла первая в СССР выставка молодых художников-нонконформистов. Это "авангардное" течение представлено коллекцией графических произведений Эдуарда Штейнберга, созданных в Тарусе. Скульптуры Анатолия Комелина, собранные из пеноплекса, символизируют человеческие пороки: гордыню, гнев, похоть. Не обошлось и без самоиронии: грех уныния имеет второе название – "Автопортрет". Татьяна Файдыш, Михаил Тихонов, Елена Утенкова – это представители современного поколения Тарусы. "Долина грёз" кисти Марии Дрезниной – легендарное место, которым восхищались не только живописцы, но и поэты: Заболоцкий, Мандельштам, Цветаева, Бродский. "Именно на этой земле людям хочется писать и работать – не обязательно с натуры, перерабатывать эту натуру, создавать свои образы. Сначала с натуры, а потом от себя. Когда люди годами приезжают в определенное место, складывается школа", – поделилась художник Мария Дрезнина.

Таруса как эпицентр современного искусства в России известна и за рубежом, ее красочная местность привлекла несколько лет назад мозаичиста из Равенны Марко Бравура. Скульптура "Голова". Мозаика выложена из осколков строительных материалов, а внутри – драгоценные тессеры и стекло, которые воссоздают паутину нейронных сетей человека. Ответ художника на вопрос, что есть человек – внешняя оболочка или тот интеллектуальный и эмоциональный багаж, который он носит в себе.

Тарусская школа соединяет лучшие черты русской академической традиции и мирового авангарда – так определяют феномен этого направления специалисты. Зародившись как явление в уездном городке полтора века назад, творческая среда Тарусы продолжает растить и питать новых мастеров.

https://smotrim.ru/article/4110456