В Музее им. Рублева открылась выставка «Святые жены»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: Ю.Зайцева

Москва, 7 сентября, Благовест-инфо. Новая экспозиция «Святые жены» открылась 6 сентября в Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИР). На выставке представлены произведения (помимо икон, это деревянная скульптура, фрагменты фресок, памятники мелкой пластики, графики и книжности), раскрывающие тему женской святости в христианском искусстве во всей ее многогранности.

Более 30 музеев и частных коллекционеров представляют свои экспонаты на выставке, среди них – Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» (г. Сергиев Посад), Музей христианской культуры (г. Санкт-Петербург).

Как рассказала «Благовест-инфо» куратор новой выставки, кандидат искусствоведения Надежда Гриценко, экспонаты подбирались таким образом, чтобы представить все лики женской святости: это праведные жены, пророчицы, равноапостольные жены, благоверные царицы и княгини, великомученицы, мученицы, преподобные, диакониссы, блаженные. Святые жены почитались не только как охранительницы семейного очага, целомудрия, заступницы в несчастиях и болезнях, но и как покровители городов и торговли, за проявление государственной мудрости и твердости в отстаивании веры и интересов своего Отечества. Русские святые жены, канонизированные до 1917 г., почти все принадлежали к княжескому роду и почитались как благоверные княгини. Многие из них приняли монашество и были причислены к чину преподобных, оставшиеся в миру чтятся как праведницы.

Фото: Ю.Зайцева

Куратор упомянула святых жен ветхозаветного времени – это Ева и Сарра, Мирам, сестра Моисея, Есфирь, Руфь и другие, которые прославляются в чине праматерей, пророчиц и праведных. «С первых веков христианства святые жены почитались не только как тезоименитые святые, но за ними утвердилось служение и как просветительниц целых народов. Поэтому наравне с апостолами они почитаются в чине равноапостольных – это Мария Магдалина, проповедовавшая в Риме при императоре Тиберии; первомученица Фекла, ученица апостолов Павла и Варнавы, проповедовавшая на землях Сирии; просветительница Грузии святая Нина, благочестивая княгиня просветительница Чехии Людмила Чешская, равноапостольная княгиня Ольга», – перечислила Н. Гриценко тех святых жен, чьи образы можно видеть на выставке. Что касается княгини Ольги, то особое внимание привлекает икона «Ольга роду русских владычица» 1830-х гг. (ГТГ), которая сильно выбивается из ряда традиционных икон, даже поздних. Дело в том, что художник в обличии Ольги повторил изображение Марии Магдалины нидерландского мастера начала XVI века. Согласно надписи, этот образ, в свою очередь, был списком произведения, находившегося во владении князей Белосельских-Белозерских и считавшегося работой византийского иконописца Х века. 

 Икона «Ольга роду русских владычица». Фото: rublev-museum.ru

К наиболее древним памятникам, представленным на выставке, относится икона XV в. святой Кириакии болгарского мастера и рукописный лист со Службой великомученице Варваре конца XV – первой половины XVI века. По словам куратора, создатели выставки стремились представить как можно больше имен святых жен. Поэтому широко известные святые, имена которых носят многие женщины – Варвара, Екатерина, Мария, представлены на выставке одним-двумя образами, и кураторы выбрали самые редкие из большого числа памятников. Но зато есть святые с именами, которые не так часто встречаются: Фаина, Валентина, Алевтина, Евгения, Голиндуха, Клеопатра, Сосипатрия и др.

Икона «Праведная Анна, преподобный Михаил Малеин, мученицы Ирина и Татьяна, предстоящие Богоматери Знамение». Фото: rublev-museum.ru

Выставка – первая в ЦМИАР на такую  тему – дает возможность не только увидеть редкие памятники, но и познакомиться с традициями наречения имени, о чем можно судить по распространенности тех или иных образов. Судя по иконам XV-XVII вв., в это время преобладали имена Евдокия, Ефросиния, Евпраксия, Феодулия, Фекла. В XVII в. родовые имена цариц и царевен из династии Романовых оказали большое влияние на распространение изображений их тезоименитых святых. В это время при наречении младенца широко используются имена Наталия, Татиана, Ирина, Ксения, Мария. А в XVIII-XIX в дворянской среде  обретают популярность ранее малоизвестные имена: Елисавета, Зинаида, Зоя, Юлия, Евгения, Валентина, Антонина, а также Ольга, Вера, Надежда, Любовь, София, и в это время создается много небольших икон для личного благочестия. Таким образом, выставка – «это экскурс не только в мир святости, но и в мир русской культуры, традиции. У посетителей есть возможность задуматься и о своем имени, найти свою святую или вспомнить своих родственников, носящих имена святых жен», сказала Н. Гриценко.

На торжественном открытии выступил директор ЦМИАР Михаил Миндлин, который поблагодарил все музеи и коллекционеров, участвующих в выставке, и сообщил, что готовится к изданию ее каталог. Антон Новиков, директор Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» (г. Сергиев Посад) пожелал посетителям, «чтобы мы на этой выставке не только восхищались произведениями искусства, но и изъявили желание познакомиться с жизнеописанием тех святых, которые изображены на иконах, потому что святые жены учат нас верности, преданности Богу». 

Выставка «Святые жены» открыта для посетителей ЦМИАР с 7 сентября по 19 ноября 2023 года.

Юлия Зайцева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=105132