В Музее им. Рублева открылась выставка «Мистическое обручение»
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 24 мая, Благовест-инфо. Выставка «Мистическое обручение» открылась 22 мая в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Экспозиция, посвященная редкому в русской иконописи сюжету – духовному обручению со Христом св. великомученицы Екатерины, продолжает серию камерных выставок ЦМИАР. Куратор – завотделом музея, кандидат искусствоведения Надежда Герасименко представляет всего четыре памятника, но за этим малым числом скрывается большая история.
Святая великомученица Екатерина Александрийская широко почитается во всем христианском мире. Она считается покровительницей наук и учащихся, богословов и философов. Как напомнила куратор, в Европе юные девушки просили святую о даровании жениха, а на Руси ей молились как заступнице при исходе души и помощнице в трудных родах. В XIX веке сложилось фольклорное представление, что молитвы перед образом обручения великомученицы Екатерины способствуют укреплению брака и супружескому счастью, иконография получила второе название – Бракообручница.
Сюжет о вручении Христом великомученице Екатерине кольца как символа духовного союза с Церковью не упоминается в древних текстах жития Екатерины Александрийской. В изобразительном искусстве он появился в Западной Европе к XIII в., однако в письменных источниках фиксируется только с XV столетия. К XVI в. этот сюжет широко распространился на Крите, Кипре, в Боснии.
В России западноевропейское предание о мистическом обручении св. Екатерины появилось во второй половине XVII в. Герасименко полагает, что росту популярности великомученицы способствовало наречение ее именем дочери царя Алексея Михайловича, родившейся в день церковной памяти святой. Это был первый случай наречения таким именем представительницы русской правящей семьи начиная с домонгольского времени. В 1704 г. царевна стала восприемницей будущей императрицы Екатерины I, получившей в крещении свое имя в честь крестной.
Считается, что одно из первых иконописных изображений, где Христос вручает кольцо Екатерине, было выполнено по заказу царевны – это икона (ок. 1695 г.) из иконостаса Большого собора Донского монастыря, ктитором которого была царевна Екатерина.
Фото: ЦМИАР
Своеобразный вариант иконографии, существовавший в русском искусстве с конца XVII века, восходит к традиционным композициям, на которых святые изображались в молении перед Спасителем. К этому типу принадлежит представленная на выставке икона 1720–1730-х годов, происходящая из Троицкой церкви села Уницы: Младенец, восседающий на коленях Богоматери, благословляет великомученицу Екатерину, которая высоко подняла кольцо как символ мистического союза.
Фото: ЦМИАР
В XVIII–XIX вв. в русской иконописи появились новые варианты изображения мистического обручения, напрямую восходящие к западным живописным и графическим образцам. Графический иконный образец из Исторического музея, принадлежавший в первой половине XIX в. ярославскому иконописцу Константину Серебреникову, точно воспроизводит картину Корреджо 1517–1518 гг. Исследователи находят в русских иконах параллели и с картинами Пармиджано, Рубенса, Ван Дейка и др.
Фото: ЦМИАР
Очевидно, что к западным источникам восходят иконы «Обручение вмч. Екатерины» конца XVIII в. из частного собрания и икона 1836 г. из ЦМИАР. Обе они написаны в живописной манере, обе закрыты окладами. На открытии выставки куратор показала на слайдах, что скрывается под окладом.
Фото: ЦМИАР
Уникальна история полковой иконы «Обручение великомученицы Екатерины». Как рассказала Герасименко, этот образ поступил в ЦМИАР с таможни. О его происхождении ничего сказать было нельзя, пока исследовательница не занялась изучением мемориальных надписей на самой иконе и на окладе, которые повествуют о ее создании и украшении несколькими поколениями офицеров Московского гренадерского полка. В 1797 году икона была написана старанием капитана Грязева, а в 1836 году полностью возобновлена поручиком Дружининым. Герасименко нашла в архиве сведения о каждом из упомянутых офицеров: Николай Алексеевич Грязев – участник Итальянского и Швейцарского походов, Павел Михайлович Дружинин служил в Московском гренадерском полку с 1833 по 1848 год. Оклад изготовлен в 1803 году офицерами десятой роты, а декоративное обрамление не дошедшего до нашего времени киота было обновлено в 1851 году.
Как икона вмч. Екатерины стала полковой? Как правило, полковые святыни связаны с посвящением полковых храмов, пояснила Герасименко, но в данном случае этот принцип не применим. В надписи указано, что икона Екатерины была написана в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери, особо почитаемой в полку, расквартированном в Смоленской губернии. Но почему так произошло, и как связаны эти два образа – пока остается загадкой, отметила куратор.
Она также обратила внимание на полукруглое навершие этой иконы: Господь Саваоф держит на руках тело мертвого Христа, слева от Него скорбит Богоматерь, справа – архангел Михаил. «Этот сюжет очень редко встречается, возможно, он тоже связан с какой-то личной историей, с почитанием погибших офицеров этого полка. Вероятно также, что он был написан позже, когда создавался оклад для иконы».
Выставка «Мистическое обручение» открыта в ЦМИАР до 23 июня 2024 г.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии