В Музее им. Андрея Рублева показали новые фильмы о Древней Сирии
Екатерина Багинская, митрополит Нифон. Фото: blagovest-info.ru
Москва, 19 апреля, Благовест-инфо. Международный семинар «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии» состоялся 18 апреля в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР). На вечере были представлены документальные фильмы «Раннехристианское искусство Сирии» и «Неизведанная Сирия. Фрески монастыря Мар Муса аль-Хабаши». Семинар организован в рамках совместного проекта ЦМИАР и Российского культурного центра в Дамаске (Сирийская Арабская Республика).
Проект «Россия – Сирия. Диалог культур в памятниках христианского искусства» направлен на знакомство сирийской и российской аудитории с шедеврами искусства христианского Востока и Древней Руси посредством выставочной деятельности и обмена киноматериалами, сообщил замдиректора ЦМИАР Сергей Богатырев. Первым этапом этого проекта стала организация в Дамаске выставки «Лики русской иконы», на которой были показаны копии избранных шедевров из собрания ЦМИАР. Планировалось, что эта выставка будет работать до 31 мая, но, учитывая огромный интерес, предполагается продлить ее, а также показать в других городах Сирии.
На открытии вечера 18 апреля гостей приветствовали сирийские дипломаты – третий секретарь Посольства Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации Кинан Сакер и его коллеги. Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон сказал: «Радостно, что есть энтузиасты, которые изучают свои культурные традиции и культурные традиции других стран и общин, потому что знания друг о друге нас обогащают и сближают. … Духовный опыт предков – это духовное наследство, которое принадлежит нам всем, без границ. Пусть этот диалог укрепляет многовековые связи, умножает любовь между нашими народами».
Директор Российского культурного центра в Дамаске Николай Сухов присоединился к встрече онлайн. Он также говорил о сближении народов Сирии и России посредством культурных проектов. Российской аудитории важно помнить, что корни русского христианского искусства во многом происходят из Сирии, которая в древности была «территорией богословских дискуссий, открытий в искусстве». По словам Сухова, задача Российского культурного центра сейчас состоит в том, чтобы вместе с сирийскими коллегами зафиксировать и сохранить те памятники, которые устояли во время 12-летней войны, а также развивать новые выставочные и кинопроекты.
О духовной и культурной общности российского и сирийского народов говорили также руководитель благотворительного фонда «РУССАР», член ИППО Олег Фомин, директор Музея русской иконы им. Михаила Абрамова Николай Задорожный, гендиректор Новгородского музея-заповедника, специалист по истории Древних Восточных Церквей Сергей Брюн. Последний, в частности, сообщил, что сейчас с Министерством культуры России обсуждается новый выставочный проект: привезти в Новгород из Национального музея в Дамаске памятники, которые нуждаются в реставрации, отреставрировать их силами новгородских специалистов, показать на выставках в Новгороде и Москве и вернуть на родину: «Сирия не должна восприниматься нами только как нечто древнее, исчезнувшее… Мы переплетены – мы север и юг христианского мира, спаянные кровно… многовековой и продолжающейся историей, мы должны помогать [сохранять христианское наследие Сирии]».
Перед показом фильмов их создатель – координатор культурных программ Русского Дома в Дамаске искусствовед Екатерина Багинская рассказала о том, как их снимали, и представила героиню первого из них – профессора факультета искусств Ливанского университета Наду Хелу, присоединившуюся к встрече онлайн. «Раннехристианское искусство Сирии» – фильм-лекция этого замечательного специалиста, которая рассказывает о древних памятниках с большой любовью на прекрасном русском языке. Этот рассказ был проиллюстрирован кино- и фотосъемками, в том числе – иллюстрациями из ее монографии «Раннехристианское искусство Сирии и Ливана», изданной в Православном Свято-Тихоновском университете (ПСТГУ). И в этом издании, и в фильме профессор Хелу видит своей задачей привлечь внимание к той части мирового культурного наследия, которое в любой момент может быть безвозвратно утрачено.
Фото: rublev-museum.ru
В фильме Нада Хелу рассказывает о становлении христианской живописной традиции, приводя в пример росписи из Дура-Европос, а также архитектурной традиции, прослеживающейся в ансамблях Калат-Симан и Каср-ибн-Вардан. Неотъемлемая часть сирийской культуры – напольные мозаики; их иконография и стиль подробно освещены в картине. Фильм завершается демонстрацией средневековой церкви Мар Шарбель в Мааде (Ливан), построенной на месте византийского храма. Мозаичные полы дошли до наших дней и демонстрируются в нартексе. В храме также сохранилось несколько фрагментов фресок XIII века.
Фото: rublev-museum.ru
Вторую картину – «Неизведанная Сирия. Фрески монастыря Мар Муса аль-Хабаши» – Багинская построила как фильм-экскурсию: она ведет зрителя по каменистым тропам, поднимаясь к монастырю на вершине горы, знакомит с его настоятелем – католическим священником Джихадом Юсефом, который радушно принимает посетителей разных конфессий. Монастырь Мар Муса аль-Хабаши (Моисея Абиссинского) был основан в VI веке, в XII веке его перестроили, а храм расписали. Багинская вводит зрителя в храм и подробно рассказывает о трех слоях настенной росписи, последний из них относится к началу XIII в.
Мы видим ряд святителей с Богоматерью в апсиде и сцену Страшного Суда на западной стене центрального нефа. Известно, что в росписи храмов Востока непременно присутствуют изображения святых всадников. В монастыре Мар Муса аль-Хабаши они тоже есть – три пары святых скачут по направлению к апсиде. Автор подчеркнула, что всадники держат штандарты с крестами – элемент, заимствованный у крестоносцев, однако при этом храм никогда им не принадлежал.
Фото: rublev-museum.ru
Еще одна ценная особенность храма – в росписях сохранилось огромное число надписей с именами мастеров и точными датировками, что помогает исследователям атрибутировать и другие фрески Леванта. «Провинциальность росписей храма не умаляет их достоинств. Фрески монастыря Мар Муса аль-Хабаши занимают важное место не только в живописи региона, но и византийском искусстве в целом, существенно его обогащая», – отмечает автор фильма.
Послушать выступавших на семинаре и посмотреть новые фильмы можно на Rutube-канале ЦМИАР.
Юлия Зайцева
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии