В Москве состоялась международная конференция «Религия и национализм: богословское осмысление»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Эдди Ван дер Боргт , Алексей Бодров

Москва, 17 декабря, Благовест-инфо. Международная конференция «Религия и национализм: богословское осмысление» состоялась 13-14 декабря в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Историки, религиоведы, философы, богословы, политологи, другие специалисты гуманитарного профиля, среди которых были священнослужители разных конфессий и миряне из России и европейских стран, обсуждали широкий круг вопросов об истории, формах и перспективах взаимоотношений между религией и национализмом.

Международный форум организовали совместно Амстердамский свободный университет, КЦ «Покровские ворота» и Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ). Как заметил ректор последнего Алексей Бодров, такое сотрудничество организаций, созданных, соответственно, протестантами, католиками и православными, дает плодотворный межконфессиональный «3D-эффект». Открывая конференцию, он привел множество современных примеров, свидетельствующих о том, насколько тема религии и национализма «горячая»,  насколько она актуализирована в последние годы. Факты религиозной нетерпимости, связанные, в первую очередь, с религиозной безграмотностью; рост ксенофобии и национализма, использование этих явлений в политической борьбе; распространение квазирелигиозного национализма – все эти явления взывают к богословскому осмыслению.

О том, что теологическое осмысление национализма сегодня необходимо как никогда, говорил в своем докладе первый выступавший – профессор Амстердамского свободного университета Эдди Ван дер Боргт . Он дал подробный анализ социально-культурного и национального дискурса в Европе, связанного с, одной стороны, с проблемами глобализации, а с другой стороны – с миграционным кризисом. В этих условиях по-новому звучит вопрос об идентичности: принять всех и утратить таким образом свою идентичность? Или построить стены и изолировать, сохранить себя? У церкви пока нет определенного ответа на эти вопросы, тем более что зачастую религиозная и национальная идентичности смешиваются, «церковь склонна вписывать свою историю в историю народа», и нередко бывает так, что единоверцы, принадлежащие к разным народам, не могут общаться друг с другом (например, христиане-беженцы из арабских стран далеко не всегда встречают радушный прием в европейских церквях). Профессор подчеркнул безотлагательность разработки серьезного теологического подхода к проблемам многообразия в глобальном мире.

Феномен глобализации и нарастающей секуляризации провоцирует страхи и отчуждение, продолжил  поднятую первым докладчиком тему Якоб Ом (организация «SocioMovens – Giving Europe a Soul», Дортмунд). На примере деятельности правых движений в Германии он показал, как часто они используют христианскую риторику в защите традиционных ценностей, в борьбе против либеральной демократии, ассоциируя себя таким образом с христианством. Но националистические правые силы «не выражают христианской веры», они играют на чувстве отчужденности и страха, что опасно для всей политической системы в целом. Какие задачи это ставит перед церковью? По словам докладчика, помня о том, что Бог не покинул человечество, что Он сошел и в «царство секуляризации»,  церковь не призвана превращаться в крестоносца-борца против либеральных сил. Напротив, она должна «принять отчужденного, мятущегося человека как пилигрима нашего времени» и сама стать «домом» для каждого пилигрима, «живым примером любви-агапе». «Network agape – создание такой сети любви должно быть сверхнациональным призванием христианства сегодня», – заключил Я. Ом.

Генеральный секретарь Конференции европейских церквей (КЕЦ), протоиерей Хейкки Хуттунен подготовил доклад «Положение церквей-меньшинств в Европе». По его словам, церковь не должна заботиться о том, является ли она большинством или меньшинством, «это нехристианский подход».  КЕЦ объединяет 113 членов-церквей из 30 стран, и около 100 из них представляют собой меньшинство в своих странах, и это неудивительно – время христианских народов и государственной церкви безвозвратно прошло (поэтому бесплодны попытки некоторых церквей идентифицировать себя с идеальным прошлым). Священник кратко описал четыре типа церковных меньшинств: это традиционные протестанты (баптисты, методисты, меннониты, пятидесятники), которые никогда не представляли большинство в той или иной стране; это новые для Европы христианские сообщества мигрантов; это представители традиционных европейских меньшинств, не свободных от национализма (протестанты Эльзаса, англикане Уэльса и др.); а также церкви, которые когда-то господствовали, а теперь стали меньшинством, но продолжают пользоваться поддержкой государства (Англиканская церковь). Конечно, церкви меньшинства во все времена сталкиваются с вызовами, но в то же время в условиях секуляризации они более свободны в отношениях с обществом и правительством и именно поэтому могут помогать более зависимым церквям большинства, отметил докладчик. В целом же ему видится оптимальным путем взаимодействие большинства и меньшинства, которые должны «вместе подумать о вкладе христианства в современный мир».

Преподаватель ББИ игумен Иннокентий (Павлов) в своем докладе проследил феномен христианского универсализма от апостольской проповеди до наших дней. Он рассмотрел явление церковного «гегемонизма» в Римско-Католической и Греко-Православных церквях, которое неминуемо приводило к разрывам и разделениям. Но если Риму в целом удалось сохранить универсальный характер католичества, то Константинополю приходилось отказываться от гегемонизма в пользу национальных церквей на Балканах. Что касается Русской православной Церкви, то она переживает «закат церковного гегемонизма», основанного на национализме, сделал вывод докладчик.

Доцент Заокского адвентистского университета Евгений Зайцев озаглавил доклад « К вопросу о национализме и патриотизме: протестантский взгляд». Можно ли говорить о христианском патриотизме? Может ли патриотизм выродиться в национализм? Одинаково ли понимают патриотизм представители разных религий? Если в российских СМИ патриотизм часто ассоциируется с православием, то что означает патриотизм для российского протестанта? Рассмотрев проблему в историческом контексте, а также социальный ее аспект (как единство национального и интернационального), Е. Зайцев подчеркнул, что для протестантов «под патриотизм понимается не абстрактное чувство любви к Отечеству, а прежде всего любовь к соотечественнику, который нуждается в помощи… Именно патриотизм как жертвенное служение своему народу, а не как кичливое превозношение своей нации, мы и должны демонстрировать как достойные граждане и как верующие во Христа».

В рабочей программе конференции было запланировано 20 докладов. Разные аспекты темы были освещены в сообщениях Давора Джалто (Американский университет в Риме), о. Фаддея Барнаса (монастырь Шевтонь, Бельгия), Олега Бреского (Европейский гуманитарный университет, Вильнюс), Ирины Багратион-Мухранели (ПСТГУ, Москва), Александра Агаджаняна (РГГУ, Москва), Павло Смыцнюка (аспирант Оксфордского университета), священника Алексея Беляева (Самара), Светланы Мартьяновой (Владимирский госуниверситет), Анастасии Митрофановой (РГГУ, РПУ, Москва) и других. В рамках конференции состоялись круглые столы на тему «Национализм как вызов религии» (модератор публицист Сергей Чапнин) и «Христианство и национализм – противники или союзники?» (модератор Елена Степанова), а также презентация новых книг издательства ББИ.

Юлия Зайцева

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=80822